Дагестанские ученые просят принять закон о сейсмической безопасности

   
   

В Институте физики земли ДНЦ РАН состоялся круглый стол, посвященный острой необходимости привлечения внимания властных структур, законодательных ветвей власти, непосредственных участников строительного, градостроительного процесса к очень злободневной проблеме сейсмической безопасности и связанным с ней рискам на Кавказе и в стране в целом.

По словам директора Дагестанского филиала геофизической службы РАН Марата Даниялова, фундаментальная наука, в каких бы грехах ее ни пытались сейчас обвинить, имеет достаточно большие практические и теоретические разработки, которые при наличии должного отношения могут быть использованы непосредственно в практике и оказать существенное влияние на улучшение сейсмической безопасности в РФ.

«В течение последних 20 лет общая практика развития строительного бизнеса в РФ и в РД в частности имеет ярко выраженный специфический характер. В небытие уходят нормы и строительные правила, СНИПы и ГОСТы, которые жестко соблюдались в Советском Союзе,  то есть становится возможным некоторыми из них пренебречь, а некоторые вообще забыть.  Это неизбежно приводит к тому, что все, что строится вне этих ГОСТов, может стать объектом разрушений», - утверждает ученый.

 Так, например, если взять Махачкалу, которая превратилась уже в городскую агломерацию вместе с Каспийском, и их общее население подошло к миллиону человек, то за последние 20 лет площадь, занятая новыми строениями, увеличилась не менее чем в 10 раз. За 20 лет увеличение в 10 раз – это неизбежно привело к тому, что те риски, с учетом которых раньше все строилось и проектировалось,  стали существенно больше.

И если взять как иллюстрацию сильное землетрясение, которое было в Махачкале в 1970 году, имевшее магнитуду 6,6 балла, то сейчас повторение такого землетрясения неизбежно приведет к многочисленным жертвам и разрушениям. На это накладывается то, что отсутствие, пренебрежение строительными нормами и правилами, отсутствие Генплана города привело к тому, что в столице Дагестана фактически не осталось ни одного свободного места, куда бы испуганное население могло выйти и где можно было бы просто стоять без риска того, что что-то упадет им на голову. В силу этого назревает необходимость принятия мер, но меры отдельных ведомств, для которых эта работа не является главной, никогда не приносят эффекта.

Яркий пример – те две Федеральные программы, которые реализовывались  в 2000-е –Сейсмическая безопасность России - они не дали никакого эффекта на территории Дагестана. По этим программам было произведено какое-то усиление зданий на Камчатке.

   
   

«В Дагестане было усилено всего 2 объекта – школа и роддом. Остальные деньги неизвестно куда растворились. Они не были достаточно существенными – местные власти свою долю в финансирование программ так и  не  внесли.  Отсутствие ведомства, непосредственно заинтересованного в решении этой проблемы, делает отдельные разовые мероприятия в этом направлении неэффективными.  Все нужно переводить на фундаментальный уровень. А сделать это без соответствующей юридической базы невозможно», - считает Марат Даниялов.

В силу этого возникает вопрос о необходимости принятия Закона о сейсмической безопасности, в котором были бы учтены все нюансы возможного развития событий как в критических ситуациях, так и создание условий для их недопущения.

А они могут быть совершенно разными – эти сценарии сейсмических событий. Как иллюстрацию возьмем 2 землетрясения: первое в Японии, второе на Гаити. Небо и земля. Причем Гаитянское землетрясение было гораздо слабее, чем Японское, где количество жертв исчисляется десятками, а в Гаити – это сотни тысяч. Плюс к тому, весь сопутствующий набор – эпидемии, массовые беспорядки, мародерство, голод.

Перед нашими властными структурами стоит вопрос: по какому пути пойти? На кого ориентироваться? Оставим все как есть, но тогда неизбежен гаитянский вариант. С сотнями тысяч жертв, трупами, болезнями, напастями – потому, что вследствие землетрясения в первую очередь выходят из строя все системы жизнеобеспечения. То есть вода, которая в Махачкалу поступает за 40 км. Трубы разрушаются – воды нет. Обеспечение электроэнергией.

Махачкала обладает еще одним фактором опасности, связанным с сейсмикой, - это так называемые инициируемые оползневые процессы. Город  находится между горой Тарки-Тау и морем, весь склон которой обращен к городу и является одним громадным оползневым массивом, который может прийти в движение, и в зависимости от характера процесса  бывают иногда залповые выбросы, бывают медленные движения, камне-грязевая лавина может накрыть город.

Склоны имеют одну особенность – пока они стоят в природном состоянии - они статичны, но как только на них начинается строительство, даже мелкие отдельные домики – нарушается покров, начинается обводнение, дорогами подрезают склоны, и оползень готов к действию. В Дагестане пример такого постоянно действующего оползня есть в г. Буйнакске. Там есть оползневый массив, с которого власти раз в 3-4 года переселяют людей, все сносят, выплачивают компенсации, потом снова тихой сапой этот склон самовольно застраивается и все идет по кругу по накатанной колее. Вот и Махачкала находится в преддверии таких процессов.

Мы обозначаем весть комплекс таких мелких опасностей, потому что без единого центра, который весь комплекс проблем, связанных с сейсмической опасностью, не возьмет под надлежащий контроль и не будет обладать действенными способами воздействия на ситуацию – ничего не изменится.

Это проблема не Дагестанская, не Северо-Кавказская – это проблема общероссийская. Потому что везде схожие проблемы. Они возникают даже на среднерусской равнине там, где происходили при советской власти достаточно большие горные разработки. Там тоже начались большие неприятности – может, и не напрямую с этим связанные, но с изменением верхних слоев литосферы. Гигантские провалы, изменение рельефа – все это происходит около Воронежа, около Саратова, по Волге масса таких мест. Нужно создать государственный орган, который нормализует и регламентирует взаимоотношения человека и верхней литосферы.

Смотрите также: