В Европе – соцнагрузка, а у нас – закят: Абдусамад Гамидов о жилке бизнеса

   
   

Поймать в последних числах уходящего года премьер-министра РД – задача довольно-таки не из легких. В кабинет один за другим заходят люди, кому-то Абдусамад Мустафаевич подписывает бумаги, некоторых поучает, а третьих вообще ругает. На столе – гора бумаг. Кризисный год позади. Что ждет Дагестан  в следующем году и как все же привлечь к нам добросовестного инвестора? Об этом и многом другом «АиФ Дагестан» беседует с председателем Правительства РД Абдусамадом Гамидовым.

Взрывы тут не при чем

– Раньше власти неумение привлекать инвестиции объясняли обстановкой в республике. Но вот уже второй год как у нас нет терактов. Деньги в Дагестан пошли?

– Взрывы и теракты были одним из сдерживающих факторов, но не основным. Есть ряд других регионов, где озвученный нами сейчас фактор вовсе  отсутствует, но инвестиции к ним также не идут. Для привлечения денег нужно создать положительный климат, комфортное правовое поле, дать бизнесу преференции. У нас по этой части весь механизм отработан, и с перечнем госгарантий можно ознакомиться на сайте Мининвеста. Кроме того, мы выделяем наиболее значимые для республики проекты и придаем им статус приоритетных, давая дополнительные преимущества, вплоть до неуплаты земельного налога.

И это тоже дается не просто так. Специальная комиссия определяет  целесообразность проекта, его социальную значимость, налоговую отдачу. Смотрит, сколько может тот или иной проект создать рабочих мест. Только после этого экзамена проект получает, что называется, правительственную поддержку.

Богатые помогают бедным

   
   

–  В Европе хорошо развитый бизнес уже несет в себе социальную нагрузку…

– А в  Коране это прописано задолго до того, как начали практиковать в Европе и на Западе. Это называется закят. У нас ведь это тоже есть. Так уж повелось в Дагестане, что любой богатый человек помогает родственнику, односельчанину. Это ли не социальная ответственность?  В любом случае, если человеку Всевышним дана возможность зарабатывать, то он должен помогать бедным, сиротам и так далее. Я всегда говорю бизнесменам – даже если есть маленький магазин, то не жадничайте, обустройте прилегающую территорию, уложите вокруг вашего магазинчика плитку, посадите пару деревьев и поухаживайте за ними. Это и будет социальная нагрузка. Вы ведь здесь зарабатываете. Если говорить о крупном бизнесе, то они могут построить школы, детские садики и другие социально значимые объекты. Это все у нас происходит. Если предприниматель успешно ведет свой бизнес, исправно платит, его никто не заставляет делать какие-то дополнительные затраты. Я считаю, что дополнительная социальная нагрузка – это моральная обязанность любого порядочного предпринимателя. Потому что у нас, в отличие от многих европейских стран, с налогами дела обстоят по-божески. Налоговая нагрузка меньше, чем в ЕС.

– Как вы смотрите на то, что многие бизнесмены уводят свои прибыли за границу?

– Это, мягко говоря, очень подло. Я никогда такое не приветствовал. Человек должен быть патриотом своей страны. Он не должен заработанные здесь деньги выносить в чужую, порой даже во вражескую нам страну. И причем он там с этих денег имеет мизерные проценты, в то время как здесь его финансовые возможности будут работать как на государство, так и на него с большей отдачей.

Жилка бизнеса

– По России считают, что у дагестанцев есть некая жилка бизнеса – куда бы они ни пошли, сумеют себя прокормить. Но говорят, что у нас республике бизнес идет плохо. Если мы такие хорошие за пределами, почему мы не можем развивать бизнес здесь?

– Далеко не будем уходить, возьмем для примера СКФО. На душу населения где больше всего автозаправок, банкетных залов, ресторанов, развлекательных заведений, аптек, теплиц, мастерских и так далее? В Дагестане! Разве это не говорит о том, что мы – деятельные люди, и что у нас бизнес хорош развит? Из-за того, что кто-то на налоговом учете не стоит, уклоняется от них, кто-то работает по «серой» схеме – это еще не значит, что у нас бизнес плохо развит. Для статистики возьмем две цифры – зарплаты и расходы населения. Говорят, что в Дагестане заработные платы самые низкие. Тогда объясните, откуда у населения с низкими доходами самые высокие расходы на душу населения в СКФО? Это прямой показатель того, что в республике очень много неучтенного бизнеса. У человека огромный супермаркет, а он числится как ИП (индивидуальный предприниматель) и платит мизерные налоги. Реально у него работают около 50 человек, а по документам только двое. Зарплаты платит «серые». Тут, прежде всего, должна быть заинтересованность и самих тружеников подобных заведений, ведь, получая зарплату в конвертах, вы лишаете себя в будущем хороших пенсий, ведь с ваших доходов никто не оплачивает пенсионные отчисления. Об этих вещах нужно задумываться с молодых лет.

Как бы там ни было, мы с этим боремся. Экономику необходимо выводить из тени. Уверен, скоро мы покажем уже другую статистику.

– Эксперты всех мастей уверяют, что кризис – самое подходящее время для развития агропромышленных регионов, коими являемся и мы. В свете последних событий и подпорченных отношений с Турцией сам Бог велел занять освободившиеся рынки. Дагестан как-то будет бороться за эти места?

– Конечно, будем бороться. Вообще, в моем понимании, надо делать это и с Турцией, и без Турции. Недопустимо, чтобы сильное государство, как Российская Федерация, не могло обеспечить себя картошкой, морковкой, яблоками и помидорами. Я не говорю про бананы, апельсины и другие цитрусовые. Говоря об энергоресурсах. Да, в Турции энергоресурсы намного дороже обходятся, чем в РФ. Но солнце там светит не больше, чем в Дагестане, рабочая сила не намного дешевле, чем у нас. Просто они раньше внедрили более современные технологии, которые позволяют получить плоды в разы больше. Если мы с одного куста, к примеру, собираем один килограмм помидоров, они – десять. За счет этого пока мы не в состоянии с ними конкурировать. Нам нужно внедрять новые, мировые технологии во все отрасли.  Дедовскими методами мы не сможем конкурировать. Нам нужно развивать технологию хранения, логистики и так далее. Если все это  должным образом заработает, мы будем в состоянии конкурировать с лидирующими странами. И это задача номер один.

– Глава региона произвел за этот год несколько кадровых перемен с назначениями министров, преобразований министерств. Как это в итоге сказалось на работе? Как вам в целом работается с Рамазаном Гаджимурадовичем?

– Если сказать правду, то работается с ним очень хорошо. Он как руководитель строгий, требовательный. А если критикует Правительство, то, значит, мы даем повод. 

Этот год мы завершаем с хорошими показателями. К примеру, показатель роста промышлености России не достиг и 100%, а у нас – 105%. При кризисе даже 5% роста считается большим успехом. У нас ни по одному показателю спада нет, только рост, и довольно-таки хороший. Но Рамазан Гаджимурадович в тоже время считает, что такими темпами развиваться – 5-7% – мы всегда будем плестись на хвосте общероссийской статистики.

Его не устраивает такое положение дел, когда Дагестан, где живет достойный, энергичный народ, занимал последние позиции по показателям. Он хочет свою малую родину видеть наравне с передовыми регионами Российской Федерации. Поэтому он весь чиновничий состав часто ругает, часто делает замечания, чтобы мы подтянулись и начали лучше работать.

– За год произошло очень много кадровых изменений.  Каким образом специалистов подбираете и на что делаете при этом акцент?

– Специалист специалисту рознь, как я понимаю. С улицы, конечно, никто не приходит. Есть категория людей, которые, если судить по их анкете, проработали во многих местах, показали себя хорошо, три высших образования, даже, как говорится, на внешне вполне симпатичный. Что еще от человека, казалось бы, нужно? Но, придя сюда, не каждый специалист может, во-первых, осилить темп работы. Во-вторых, понять, что такое командный дух, коллективный труд. Это очень важно. Это как в спорте. В единоборствах легче: вышел один на один, показал себя – либо проиграл, либо выиграл. Все зависит от единоличного подхода. В командных видах все немного иначе. Можно в одну футбольную команду собрать всех мировых звезд, но их может выиграть средняя сыгранная команда. Здесь главное – сыгранность. От этого очень многое зависит как в спорте, так и в экономике, политике и других сферах.

Поэтому очень часто бывает, что человек очень талантливый, способный, грамотный, но не может сыграться, влиться в коллектив. Поэтому Глава республики подбирает более подходящего человека, который успевает войти в русло.

Непривередливый турист

– Говоря о туризме, власти республики делают акцент на Дербент. Перед юбилеем Вы очень часто ездили туда.  Как Вы думаете, инфраструктура Дербента готова принять массово туристов?

– Непривередливого туриста, который не избалован поездками во Францию, Германию, Эмираты, Дербент готов принять. Что для туриста нужно? Благополучно добраться, что-то интересное  посмотреть, вкусно покушать,  хорошо отдохнуть.   Летом большинству туристов не нужны люксовые номера, им нужно море, свежий воздух, свежие продукты и овощи. Таких туристов мы готовы принять массово.

– Как складываются отношения с Азербайджаном?

– К сожалению, какого-либо крупного азербайджано-дагестанского проекта, завода или фабрики, пока нет. Есть небольшие совместные проекты, которые реализуются в частном порядке. В настоящее время мы с Азербайджаном работаем над созданием логистического центра, который будет располагаться между Махачкалой и Каспийском. Уже проведен конкурс, выделена земля.

Работа с Азербайджаном для нас – приоритет номер один. Мы с Азербайджаном жили испокон веков как одна страна. Да и по Дербенту они нам очень много помогли.  

– Что вы пожелаете Дагестанцам в канун Нового года?

– В первую очередь, конечно, желаю мира. Будет мир – будет и процветание. Хочу, чтобы наши люди относились ко всем реформам,  к мерам, которые власти принимают, с  пониманием.  И работали каждый на своем месте честно и добросовестно. Уверен, что мы просто обречены жить хорошо. 

Смотрите также: