Балет в Дагестане был, есть и будет!

Возможно, для некоторых дагестанцев наличие балета в республике покажется странным. Ведь в сложившемся представлении этот вид искусства предполагает форму одежды, движения и репертуар, далекий от нашего менталитета. Но, тем не менее, вот уже на протяжении более, чем 13 лет Оздоев успешно творит и представляет зрителям Русского Драматического театра различные постановки. Что ни сезон, то премьера! Муса Оздоев по праву является основоположником дагестанского балета. Впереди у него много работы, планов и идей, о которых он поделился в беседе с «АиФ Дагестан».

   
   

Сценический путь

- Муса Хазботович, вы отметили свой творческий вечер, посвященный юбилейным датам – 60-летию со дня рождения и 40-летие творческой деятельности. Что вы можете сказать, оглядываясь назад? Довольны ли тем, как сложилась жизнь и карьера?

- Ответ на этот вопрос на данный момент не имеет окончательного ответа. Некоторыми моментами доволен, а некоторыми не очень. Что касается творческого вечера, я хотел показать весь свой сценический путь – 20 лет исполнительской деятельности и 20 лет в качестве хореографа -постановщика. Насколько это заинтересовало зрителя, спросите вы. Думаю, каждому было интересно. В первом отделении вечера состоялась концертная программа из моих произведений, где были показаны многие танцевальные направления, а во втором представили премьеру одноактного балета «Тамара»Милия Балакирева. Разумеется, были определенные трудности при подготовке, но мы их преодолели.

- Наверно этому способствует то, что вы всей душой и сердцем болеете за свое дело…

-Без этого не получается. Если в спектакль не вложишь душу, логики не получается и не бывает контакта со зрителями. Ведь не главное просто поставить спектакль, надо заинтересовать зрителя. Именно поэтому, после завершения процесса постановки я абстрагируюсь и смотрю на результат со стороны.

- Почему, по-вашему мнению, кавказские юноши не заинтересованы балетом? Может, стереотипы мешают или воспитаны по-другому?

- Стереотипы стереотипами, но дело тут в маленькой оплате! В современное время все сводится к финансовой проблеме. Может человеку нравится это направление. Мы ведь видим, как зрители с удовольствием наблюдают за действием на сцене, в конце встают и громко аплодируют артистам. Допустим, если б не нравилось, были бы некоторые предубеждения. Мне ведь многие говорят, что хотели бы отдать своего ребенка на балет. И это начало заинтересованности в направлении. Я вообще считаю, что самая талантливая часть и интеллигенция любой нации и любой республики - это «зеркало» народа. Для приезжих и гостей республики наличие в Дагестане театра оперы и балета является в некотором роде нонсенсом и сразу же меняется мнение о народе. Почему артисты балета через 20 лет уходят на пенсию? Эта профессия считается одной из самых сложных. И если человек полностью отдается делу, то через пару десятков он выдохнется. А если в этот самый деятельный период, от 17 до 40 лет, артист не смог состояться как творческая личность и как кормилец семьи, это трагедия, по моему мнению. Обществу и руководству надо задуматься об этом.

   
   
Фото: АиФ

Балет – это спорт

- И по этой причине большинству артистов приходится искать работу на стороне?

-Именно так. Порой артистам приходится заниматься абсолютно противоположным творчеству делом, а все ради того, чтобы обеспечить свою семью.

- Слышала подобное изречение, что балетные артисты живут долго, но существуют различные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Балет - это больше про здоровье или преодоление себя?

-Я сравнил бы балет со спортом, но который одухотворен. Тут сопутствует творчество. Вот допустим, бегуну надо пробежать короткую дистанцию в 100 метров. Он добегает до финиша и на этом завершает действие, а в случае с балетом, артисту надо исполнять свою роль, быть интеллектуально развитым, чтобы понять, что он должен преподнести зрителю. Что касается опорно-двигательного аппарата - у любого человека он должен быть в порядке, чтобы не было проблем с движением. Если артист приходит на работу чуть пораньше, разогревает свое тело, то никаких проблем быть не должно. А если он опаздывает на урок и сразу приступает к репетиции, то возникает опасность получить травму. Вот у меня за 22 года танцевальной деятельности травмы были всего пару раз, да и то голеностопные во время выполнения трюков. Сам даже не понимаю, как это получалось.

- Есть привычное мнение, что человек, который занимается танцами, не совсем разумный, он больше чувствует. Это так?

-Я бы даже перефразировал. Многие еще говорят, что артист балета думает ногами, а не головой. Это такая обывательская фраза, направленная на то, чтобы покоробить профессию. Без души и разума ничего не получится. И так в любой профессии. Я всегда говорю, что надо знать, чем ты занимаешься, думать, трудиться. Хорошо, когда есть данные, но очень важно, чтобы были мозги, душа и трудолюбие!

- Некоторое время вам довелось поработать министром культуры Ингушетии. Каково было сидеть в кресле чиновника, учитывая вашу любовь к сцене и жажду к творческой деятельности?

-По правде говоря, в кресле я мало сидел. Я присутствовал на спектаклях, репетициях. Меня всегда интересовал процесс работы. Когда Чечня и Ингушетия разошлись, инфраструктура очень ослабела. Необходимо было все заново созидать. Когда я работал министром культуры Ингушетии, объем работы был очень большой и мне было интересно развивать различные направления. Те, которые привыкли не работать, всегда и всем недовольны. И когда перед ними возникает креативный и энергичный человек, им приходится из сидячего состояния переходить к созиданию. Мне так же хотелось понять вообще, каково это быть чиновником. Ведь известно, что многих меняет кресло до неузнаваемости.

- Вас это, к счастью, не коснулось….

-Просто человек я больше творческий. Спустя 13 лет как я покинул Ингушетию, мои земляки часто спрашивают, когда же я вернусь домой. Они хотели бы меня вновь видеть на кресле министра. Когда я уходил со своего поста, во всем Правительстве произошли кадровые изменения - на мое место пришел человек абсолютно ничего не смыслящий о культуре. И мне, разумеется, было за это очень обидно. Я считаю, что как в театре руководитель должен следить за состоянием коллектива, так и в любой другой отрасли человек, занимающий пост, должен стремиться к тому, чтобы было положительное движение.

Досье:
Муса ОЗДОЕВ Родился 1 ноября 1955 году в селе Урицк Урицкого района Кустанайской области. В 1974 году окончил Московское академическое хореографическое училище. В 1990 году окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского по специальности - хореограф. С 2005 года художественный руководитель Дагестанского театра оперы и балета.

Смех сквозь слезы

- Не жалеете о своем переезде из Ингушетии в Дагестан? Ведь с вашим потенциалом можно было бы работать в любом театре страны.

- Сценическая деятельность у меня была в Баку, Кишиневе, и в других городах России. Когда меня пригласили в Дагестан, я понял, что тут надо все начинать с нуля, но тем не менее, не жалею о своем переезде. У меня появилась идея создать кавказский стиль балета и думаю, что удалось воплотить это во многих моих спектаклях. Взять, к примеру, балет «Тамара» - в ней соединены восточный и кавказский стили. Возможно, в творческом плане в России было бы интереснее, больше уважали бы и почитали, там уровень развития балета совершенно другой. Были бы выезды коллектива по всей России и зарубежью. А здесь, к сожалению, с гастролями трудно. Любой коллектив сегментируется и сплачивается именно во время поездок, появляется какая-то цель и единство. В начале года был юбилейный творческий вечер Мурада Кажлаева, где наша труппа показала отрывки из спектаклей «Имам Шамиль» и «Легенда о любви». Приехавшие из Азербайджана артисты, которым понравилось выступление, подумали, что наш коллектив часто выезжает заграницу. Когда Мурад Магомедович нам это сказал, мы просто засмеялись, но это был смех сквозь горечь слез.

- Муса Хазботович, многие сейчас хотят какого-то экшена, чтобы что-то взрывалось, крутилось. Люди не хотят мыслить, додумывать, вникать. Как объяснить классику современному молодому человеку, который вообще ничего не имеет общего с балетом? Считается ведь, что это для пожилых, умных и совсем не современных людей.

-С этим я не соглашусь. На самом деле современная молодежь увлекается классикой. Мы поставили патриотичный спектакль «Жди меня», в первую очередь, она понравилась молодежи. В одной из сцен, где утомленные после боя солдаты отдыхают у костра, внезапно начинает звучать лезгинка. Работая над постановкой, я изначально подумал, кавказцы ведь тоже воевали и надо обязательно включить этот танец. Это был такой режиссерский ход, чтобы удивить публику. И зачем нужен этот экшн, когда можно передать через душу!

- Есть ли у вас собственная стратегия развития балета? Что нового хотите привнести?

-Стратегия моя заключается в том, чтобы синтезировать классику, модерн и национальный танец, слить воедино разные культуры и хореографические пласты. Моя цель – создание нового стиля кавказского национального балета, который будет отличаться от традиционного не только хореографией, техникой исполнения, но и костюмами.

Смотрите также: