Футболист, игравший за махачкалинское «Динамо», затем тренировавший «Анжи», в прошлом году пополнил тренерский штаб песчанокопской «Чайки», но сейчас он без работы. Артур Садиров рассказал dag.aif.ru о том, почему отказывается от предложений клубов и о своих профессиональных мечтах.
Один сценарий на два клуба
Атай Даудов, dag.aif.ru: – Артур, в истории махачкалинского «Анжи» вы, наверное, самый молодой тренер, ведь средний возраст играющих в той команде футболистов был не старше 23 лет. Небольшая разница в возрасте – это плюс или минус в тренерской работе?
Артур Садиров: – Первый опыт тренерской работы случился в молодёжном первенстве – под руководством Гамаля Бабаева. Мы набирали футболистов из Академии «Анжи» – молодых воспитанников, не имеющих никакого опыта в большом спорте, и на подготовку, адаптацию которых нужно было время.
Второй опыт пришёлся на то время, когда футбольный клуб «Анжи» вылетел из Премьер-лиги, главной командой стала команда из молодёжного первенства. В конечном итоге этих ребят мы и заявили во второй дивизион зоны «Юг» (ФНЛ-2 Зона ЮФО/СКФО).
Конечно, было тяжело переходить в большой, профессиональный футбол из молодёжного первенства. Вчерашним мальчишкам пришлось соперничать со зрелыми многоопытными футболистами. Они на протяжении трёх лет бились от игры к игре, становились сильнее, взрослее. Их старания не прошли даром. Многие ребята из того состава «Анжи» были на виду у футбольных специалистов. По итогам того, первого для этих мальчишек сезона во взрослом футболе команда завоевала звание самой молодой среди всех профессиональных команд. Это игроки, воспитанные исключительно в Дагестане.
– Что мотивировало вас выйти на поле и работать?
– Мой максимализм, любовь к футболу, преданность болельщиков, значимость истории «Анжи», ну и, конечно же, сама команда, персонал. Всё это позволяло мне каждый день выжимать максимум из того что есть, не отвлекаясь на другие проблемы.
– «Анжи»» стала второй командой из Дагестана, которая потеряла лицензию профессионального клуба, после махачкалинского «Динамо». В «Анжи» вы были тренером, в «Динамо» – игроком.
– Да, я дважды прошел через это. В случае с «Динамо» было так: помню, команда готовилась к сезону: шёл второй сбор и клуб собирался ехать на заключительный этап подготовки в Турцию. До начала нового сезона менее месяц, и тут приходит весть о том, что команда снята с участия в чемпионате, потому что «Динамо-Махачкала» потеряла статус профессионального клуба.
А вот с «Анжи» была совсем другая история. Когда ты главный тренер флагмана дагестанского футбола – это очень обидно и больно.
Последние два года своего существования клубу тяжело было проходить процедуру лицензирования. Тому виной задолженности перед игроками, которые играли ранее в клубе, в период пребывания команды в Премьер-лиге. Но всё же у нас была надежда сохраниться как профессиональный клуб – пусть даже без возможности заявлять кого-либо – играть за счёт своих воспитанников. Однако и этому не суждено было сбыться. Час икс настал в Волгограде, перед последним туром последнего для «Анжи» сезона. Тогда на игру прилетел президент клуба Осман Кадиев, было собрание команды, после которого мы поняли, что это был наш заключительный матч. Я бы сказал, исторический. Нам уже не так важен был результат, важно было показать, что мы команда, мы умеем играть в футбол. Мы понимали, что вне зависимости от результата игры по возвращении домой каждый из нас дальше пойдёт своей дорогой. Было очень непросто, но даже с такими новостями и таким грузом на сердце ребята бились на каждом участке поля. Они остались настоящими профессионалами, поставив жирную точку в истории «Анжи», победив со счётом 4-0.
Своих не бросаем
– Поддерживаете ли вы отношения с игроками команды, которую тренировали?
– Конечно, почти с каждым. А как иначе, ведь в команде были собраны все местные ребята, большинство из которых представляли Махачкалу. Мы же дагестанцы, у нас же по-другому не бывает, тем мы вместе переживали непростые времена. Это даже сблизило нас всех. Я уверен, многие из ребят также поддерживают общение между собой.
Я вам скажу без ложной скромности: наверное, 90% игроков после закрытия «Анжи» именно мне и пришлось в дальнейшем трудоустраивать – где-то замолвить словечко в другие команды. По-другому я не имел права поступить. Тут пришлось подключать весь свой опыт и как игрока, и как тренера.
– Артур Садиров – футболист и тренер – это принципиально два разных человека?
– Это один и тот же человек, максимально преданный своему делу, с головой уходящий в него. Одно могу сказать с уверенностью: везде и всегда хочется побеждать.
– В какой роли быть труднее – в роли тренера или футболиста?
– Однозначно тренером быть сложнее. Больше ответственности. Не только за себя, но за команду, за результат, за морально-психологическое состояние каждого по отдельности футболиста. Тренер – это не просто наставник, который объясняет, кому, где и как играть, как правильно располагаться на поле, какую тактику выбрать. Это нечто большее, он психолог. Положительный морально-психологический климат – важная составляющая в любой команде. В некотором роде тренер – это отец, старший брат и верный товарищ, который всегда поддержит, и, если того потребует ситуация, поругает.
– Есть футбольные наставники, которые вам импонируют как профессионалы своего дела?
– Я был на стажировке в ФК «Ахмат», и мне очень понравилась подход к работе главного тренера Андрея Викторовича Талалаева – настоящий профессионал и большой специалист своего дела. Я бы с удовольствием с ним бы поработал. И с Бердыевым Курбаном. Если же выбирать из европейского тренерского цеха, то тут нравится такие специалисты, как Хави (Хавье́р Эрна́ндес Кре́ус – главный тренер испанского клуба «Барселона», Томас Тухель (главный тренер немецкого клуба «Бавария»), Пеп Гвардиола (главный тренер английского клуба «Манчестер Сити»). У меня есть огромное желание работать с клубом, который ставит перед собой максимальный задачи, а не просто участвует и никаких турнирных задач при этом не решает, именно поэтому мне пришлось отказать 3-4 клубам. Ну а самая заветная мечта – быть у руля возрождающегося «Анжи». Но вряд ли эта она осуществится…
Голодный тренер
– Вы недавно получили категорию А-UEFA, это говорит о том, что перед вами открыты двери в футбольные клубы Европы?
– На самом деле отучившись на категорию А-UEFA, я очень многое для себя нового узнал, повысил свою квалификацию. Познакомился с очень интересными людьми, со многими из них поддерживаю связь, обмениваюсь опытом. Но на этом я решил не останавливаться и, как только время придет, буду стремиться получить лицензию PRO-UEFA, которая позволит быть главным тренером во всех чемпионатах на любом уровне вплоть до сборной команды страны.
– Тренер Артур Садиров заявит о себе как тренер в этом сезоне?
– У меня нет задачи тренировать команду и быть просто на виду, как это практикуют многие тренеры сегодня. Я другой, мои принципы не позволят мне, так сказать, «отплясывать» номер. Я «голодный» футбольный тренер: я хочу новые вызовы. Амбиции руководства клуба, самих футболистов должны быть на решение максимально высоких задач. Клуб должен развиваться, игроки должны развиваться, и тренер должен расти и достигать максимального уровня своей квалификации, в противном случае успешным тренером не стать, как я считаю.
– Вы как-то сразу ворвались в большой футбол, а не думали о детском футболе?
– Да, я очень быстро сменил статус действующего футболиста на тренерский статус. Считаю, что детский тренер – отдельное призвание, я же себя вижу больше в профессиональном спорте, а тренировать детей в академии моего терпения точно не хватит (смеётся).
Вынос: «Тренер – это отец, старший брат и верный товарищ, который всегда поддержит, и, если того потребует ситуация, поругает».