Примерное время чтения: 6 минут
156

Вживляются, как паразиты. Можно ли противостоять идеологам терроризма?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ Помоги себе сам? 30/08/2023

В Дагестане в последние годы спокойно – нет многочисленных террористических ячеек, взрывов, вооружённого подполья. Терактов и сообщений о них в местных и центральных СМИ тоже нет. Но, по мнению экспертов, расслабляться нельзя, ведь идеология терроризма в мире не побеждена.

Руководитель направления по работе с муниципальными органами власти компании «Цифровое образование», лектор Российского общества «Знание» Тимур Саркаров поделился рекомендациями, как уберечь молодёжь от пропаганды терроризма и экстремизма.

Русло для энергии

Лия Исмаилова, dag.aif.ru:Тимур, почему вы считаете, что проблема терроризма всё ещё актуальна для Дагестана?

Тимур Саркаров: – К сожалению, преступная идеология не искоренена. Просто экстремизм сменил методы и формы присутствия в нашем обществе. В последнее время я замечаю всё больше молодых людей с экстремистскими наклонностями. Причём сами они этого не осознают. В них говорит юношеский максимализм, и на него делают ставку идеологи терроризма. В наше время они ни в коем случае не призывают брать в руки оружие. Они медленно и планомерно вживляются в сознание молодёжи, подобно паразитам.

– Что же делать, если родители начинают замечать какие-то изменения в поведении своего ребёнка?

– Если родители увидели склонности к чему-то плохому, обязательно нужно обратиться к специалистам. Это касается не только экстремистской деятельности, но и наркотической зависимости, выпивки и т. д. Поскольку самолечение чаще всего приводит к исчезновению симптомов, а не болезни.

В юношеском возрасте часто кажется, что родители ничего про тебя не знают и не понимают твоих устремлений. Хочется найти человека, близкого по духу. Замечательно, если мама и папа – незыблемые авторитеты для ребёнка, умеют слушать и слышать его. Но, увы, в большинстве своём мы всегда торопимся, у нас есть сотни неотложных дел, а дети, кажется нам, могут подождать, ведь мы их воспитали «правильно».

В это время их умами завладевают некие «друзья», которые направляют энергию молодых людей в нужное террористам русло.

В первую очередь, с ребёнком надо разговаривать. Не кричать, не ругать, а просто поговорить как с равным, ведь начиная с подросткового возраста они хотят себя такими ощущать.

Бывает и такая ситуация: отношения родителей с сыном более-менее конструктивные, контакт есть, отчуждения нет. При этом сына всё равно увлекают эмоциональные речи вербовщиков радикализма в Сети, они ему кажутся яркими и цепляющими. Отец этого юноши – не проповедник и не опытный лектор, ему непросто аргументированно противостоять таким оппонентам…

Если этот юноша молящийся, из числа посещающих мечеть, надо сходить с ним, пригласить домой его друзей, пообщаться с ними, вместе бывать на мероприятиях, которые позволят выправить вектор его интересов.

Обязательно стоит обратиться к экспертам, к тем, кто понимает намного больше тебя. В период моей работы в школе дети периодически задавали мне вопросы, которые ставили меня в тупик, особенно на религиозные темы. Если я не мог ответить, осознавал, что не могу знать всего, приглашал спикеров из муфтията, в основном молодых, говорящих с учениками на одном языке.

У них знаний в этих вопросах намного больше, и они действительно помогали. Невозможно быть всезнайкой, всегда надо советоваться и понимать, что кто-то разбирается в этой сфере лучше.

Конкурируют за умы

– Может, следует педагогам пройти какие-то курсы по антиэкстремистской тематике?

– О взаимоотношениях в образовательных организациях между педагогом и учеником я уже говорил, что тут должен быть равный диалог. Идеологи экстремизма насаждают в головах молодёжи идеи о том, что, кроме них, все остальные – лишь псевдоучёные, учителя не понимают в религиозных вопросах и поэтому не стоит их слушать. Было бы неплохо педагогам совершенствоваться в вопросах противодействия этой заразе, но не для сертификата или потому что этого требует руководство, а для того, чтобы защитить своих воспитанников. Большинство педагогов относятся к учащимся как к своим родным детям, и никто не хотел бы, чтобы они пошли по кривой дорожке.

Проблема в том, что педагоги усиленно совершенствуют компетенции в своей специализации, а краткосрочные курсы по вопросам духовной жизни не могут дать им необходимых знаний. Тут необходимо тесное сотрудничество с религиозными организациями, структурами, где есть подкованные специалисты, способные ответить на самые сложные вопросы.

– Как нужно, на ваш взгляд, говорить с молодёжью, чтобы заинтересовать её? Ведь скучные лекции они слушать не будут, в одно ухо влетело – из другого вылетело…

– Встречи могут быть эффективны, если на них будут звучать не просто высокопарные слова, которые часто не трогают молодёжь, а будут предлагаться конкретные инструменты. Например, номер телефона, куда можно позвонить и проконсультироваться, анонимная почта, возможность закрепиться за наставником, который действительно станет авторитетом для молодого человека.

Грубо говоря, это рынок, где надо уметь продать свою точку зрения. Можно говорить, что у конкурентов товар плохой, а те, в свою очередь, сделают яркую обёртку, добавят подсластителей и напишут телефон горячей линии. Как вы думаете – кому поверят молодые люди?

Спикеры на подобных встречах должны быть «своими», знать тренды молодёжи, уметь держать аудиторию, шутить, ну и, конечно, быть погружёнными в тему с конкретными примерами. Рассказывать ребятам не про эфемерные опасности, а про конкретного Арсена, который учился тут или в соседней школе и выбрал неправильный путь.

Даже в играх вербуют

– Каким должен быть контроль над ребёнком, чтобы не давить на него и не сделать хуже?

– В первую очередь нужно понимать, чем занимаются дети, с кем переписываются, какие посещают сайты. Для этого достаточно периодически проверять историю браузера. Если ничего подозрительного там нет, а вы видели, что ваш ребёнок им пользуется, то это тоже знак. Значит, история посещений очищается, соответственно, есть что скрывать.

На психику детей также влияют современные игры, в особенности «шутеры». Кстати, вербовать могут и там, голосовые чаты и виртуальные подарки могут сделать из совершенно незнакомого человека «лучшего друга», «брата».

Интернет глобален, человек может находиться в другой стране и поднимать бунты. Я считаю, что родители должны контролировать мобильные устройства и компьютеры своих детей. Это поможет уберечь их от многих неприятностей.

– Тимур, дайте напоследок несколько советов родителям…

– Будьте друзьями для своих детей, не ставьте себя выше них. Невозможно быть экспертом во всём, обращайтесь к тем, кто действительно знает ситуацию, и его мнение будет авторитетно для ребёнка.

Контролируйте гаджеты своих детей. Игры и переписки с друзьями не всегда безобидны.

Сами проявляйте инициативу в формировании интересов ваших детей, создавайте для них векторы развития.

Если заметили первые признаки вовлечения в экстремистскую деятельность, то лучше сразу обратиться к специалистам, чем потом спасать своего ребёнка.

Досье
Тимур Саркаров. Родился в 1986 году в Махачкале, окончил 42-ю школу, затем Институт финансов и права, факультет управления ДГПУ, Международную школу бизнеса, университет народного хозяйства. С 2004 года работает в различных структурах: коллегии адвокатов, исполкоме регионального отделения «Единой России», бизнес-структурах. Возглавляет Городской молодёжный центр при Комитете по спорту, туризму и делам молодёжи администрации г. Махачкалы и ГКУ «Перспектива» при Министерстве по делам молодёжи РД.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах