Рост экспорта и импорта между Россией и Ираном спровоцировал километровые очереди дагестанских грузовиков на ирано-азербайджанской границе. Выезда из Ирана ждут около 700 фур, на азербайджанской стороне заезда в Иран ожидает 9-ти километровая очередь из дагестанских грузовиков. У дальнобойщиков из Дагестана иранские пограничники вымогают взятки и заставляют сутками ждать на границе. Подробнее - в материале dag.aif.ru.
Почему так произошло?
На иранской границе нет единой очереди для всех перевозчиков. Всего на таможне выстраивают четыре колоны грузовиков – три иранские и одна линия - для российских дальнобойщиков. В итоге одну российскую машину пропускают после трех иранских. Раньше ситуация была еще хуже, российских дальнобойщиков пропускали после 10 иранских. Ситуация чуть улучшилась после того, как дагестанские дальнобойщики взбунтовались, некоторых из них даже задерживали иранские полицейские, после чего российское консульство «чуть зашевелилось». Об этом рассказал dag.aif.ru директор транспортной копании «Круиз» Магомедзапир Гаджиев.
«В итоге с декабря груженая машина на границе с Ираном задерживается до 10 суток. Мы перевозим скоропортящиеся сельскохозяйственные продукты. За это время на грузовиках работают агрегаты, чтобы поддерживать нужную температуру. Мы несем убытки, бьем тревогу, нам никто не помогает. Все обещают, но никакого решения пока нет. Иранские пограничники хотят нас приучить к взяточничеству, за 30 долларов пропускают машину без очереди», - рассказал Гаджиев.
Нужна помощь
Руководитель «Союза перевозчиков Дагестана» Магомед Курамагомедов в беседе с корреспондентом dag.aif.ru назвал недопустимой ситуацию, когда дагестанские дальнобойщики вынуждены взятками решать все вопросы на ирано-азербайджанской границе.
«Должна быть одна очередь, как у нас на границе с Азербайджаном. Вне зависимости от того, из какой страны перевозчик. Водители соблюдают очередь, никаких претензий друг к другу нет, - говорит Курамагомедов. - Мы обращались в российское консульство в Иране, нам отвечают, что это ваш бизнес, мы в такие дела не вмешиваемся. Если любой гражданин Российской Федерации за границей оказывается в тяжелой ситуации, задача консульства в этой стране – решить его вопрос. Если они не решают проблему, для чего они там находятся».
По его словам, иранцы не хотят стоять в очереди, они прямо говорят: «Эта наша граница, что хотим, то и делаем».
Аналогичные проблемы и при въезде в Иран: дальнобойщикам приходится давать взятку. Если деньги даешь, быстро пропускают, а если не дал, то могут задержать и сутками.
«Когда мы с ними встречаемся, поднимаем этот вопрос, они вообще слушать не хотят. Они с нашими водителями, российскими гражданами, вообще не считаются. Для них мы люди второго сорта. А если на территории России с иранскими водителями что-то происходит, тут же есть реакция», - утверждает Курамагомедов.
По его словам, эти проблемы должны решать Минтранс, МИД и таможенные службы России со своими иранскими коллегами. Но пока адекватной реакции со стороны этих госорганов нет.
Около 90% российских перевозчиков, которые ездят в Иран, это дагестанцы, остальные дальнобойщики – из других регионов РФ. Они доставляют туда муку, крупы, пшеницу и другое зерно. В Россию завозят сельскохозяйственную продукцию - овощи, зелень, помидоры огурцы, капуста.
Магомедзапир Гаджиев пояснил, что продажи муки и пшеницы Ирану, Ираку, Афганистану увеличились после ввода против РФ санкций в связи с началом специальной военной операции. В итоге очередь на ирано-азербайджанской границе не убавляется с октября.