На начало 2022 года на счетах республиканского «кошелька» осталось 12,5 млрд рублей неосвоенных средств. Такая же картина наблюдалась и в прошлые годы. Эксперты «АиФ Дагестан» рассказали о том, почему в федеральный бюджет возвращается всё больше и больше денег, кто виноват и как исправить ситуацию.
Никак не освоимся
Премьер-министр РД Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что в прошлом году бюджет республики составил 172,8 млрд рублей. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета – 131,1 млрд рублей.
«На начало 2022 года на счетах остались неосвоенными 12,5 млрд рублей. Не использовали самые крупные суммы Управление правительства РД по капитальному строительству – 7,3 млрд руб.; Минтранс РД – 1,7 млрд руб.; Минздрав РД – 0,9 млрд руб.; Минэкономразвития РД – 0,6 млрд руб.; Минобрнауки РД – 0,5 млрд руб.», – сказал премьер-министр. И отметил, что сей факт – упущение и недоработка руководителей министерств и ведомств.
При этом, как сказал министр финансов Дагестана Юнус Саадуев, расходная часть бюджета за последние пять лет возросла с 95,2 до 169,2 млрд рублей, что составило 177,7%.
«В целом на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру, спорт и СМИ в отчётном году израсходовано 126,7 млрд рублей в общих кассовых расходах. Особое внимание уделялось повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, что является предметом постоянного мониторинга», – сообщил Саадуев.
Как оказалось, у чиновников есть объяснение тому, почему им снова не удалось потратить выделенные миллиарды.
«Большая часть суммы законтрактована ещё в 2021 году. Оплата не прошла вследствие того, что те, кто выполняет контракт, поставщики, в ненадлежащие сроки выполняют свои обязательства по поставке модульных ФАПов, – ответили «АиФ Дагестан» в региональном Минздраве. – В контракте было установлено, что они должны были успеть в 2021 году, а они делают это с задержкой, поэтому оплата ещё не прошла. Часть ФАПов была поставлена в 2021 году, часть будет поставлена в этом, сумма не будет считаться неиспользованной. Эти деньги в бюджет не вернутся, просто поставщики получают их позже».
В Минтрансе РД тоже кивнули на нерадивых подрядчиков, а также ошибки в проектах, а ещё подвела погода – в течение прошлого года «было три этапа стихийных явлений, которые повлияли на темпы строительно-ремонтных работ. Аномальные по продолжительности и объёмам дожди в конце сентября и в октябре текущего года привели к разрушениям на 59 дорожных объектах, закрытию движения к целым районам и почти на месяц остановили работы на многих территориях», – сообщили в пресс-службе ведомства. Ещё 400 млн рублей «нарисовались» по причине экономии в результате госзакупок. «Неосвоенные финансовые средства в размере 1 млрд 680,612 млн рублей в соответствии с положениями о дорожных фондах являются доходной частью бюджета на 2022 год и будут освоены в текущем году в полном объёме», – заверили «АиФ Дагестан» в ведомстве.
В пресс-службе регионального Минобрнауки РД сообщили, что остатки финансов – это не что иное, как экономия. Так, часть средств удалось сэкономить в результате торгов при закупках оборудования в рамках нацпроекта «Образование». 335,4 млн руб. сэкономили на организации бесплатного горячего питания, ведь из-за ковида многие школы закрывались на карантин, а дети переводились на дистанционное обучение. Учителям в связи с этим не выплатили 33,4 млн руб. за классное руководство. Вот вам ещё экономия!
«Таким образом, основная сумма остатков неосвоенных средств, значащихся за Минобрнауки РД, фактически образовалась на лицевых счетах муниципалитетов. По итогам 2021 года за Минобрнауки РД не числится неисполненных обязательств», – резюмировали в ведомстве.
Деньги любят счёт
Кандидат экономических наук Эльдар Эльдаров обращает внимание и на такие нюансы государственных закупок: «Для чего выставляются в обеспечение исполнения контракта 20%? Чтоб никто не взял? Или чтоб взяли «свои»? Наблюдается тенденция к неосвоению части бюджетных денег и на 2022 год. Явно видимая причина – заниженная начальная максимальная цена контракта. Бизнес не хочет дарить свои деньги государству. О причине, по которой выставляются подобные лоты, можно только гадать, но что-то с этим надо делать».
«Не успевают подать документы, оформить в срок, и вот тендер проигран, деньги не получены. И центр думает, что деньги региону не нужны. А ведь каждая копейка нужна как воздух, как нужны новые рабочие места, школы, садики. Да и вообще развитие региона зависит от этих дотаций. Я считаю, что нужно штрафовать чиновников, которые отвечают за тендеры и курируют процесс документооборота», – говорит зампредседателя Комитета здравоохранения, труда и социальной политики Гасан Османов. – Сергей Меликов – единственный глава региона, который трезво посмотрел на ситуацию, заявив о том, что деньги не осваиваются по безалаберности».
Второй момент – чиновники в Дагестане не привыкли работать, они думают, что дотации будут всегда и что оттого, что пару миллиардов вернули в федеральный бюджет, ничего не изменится. Но они не понимают, что Россия – в сложной ситуации и к деньгам будет пристальное внимание. Я надеюсь, с новой командой у Сергея Алимовича будет возможность исправить это положение и в следующем году наладить системную работу. Чтобы деньги приходили не только в чиновничий аппарат, а к людям, в каждую школу, садик, каждый километр дороги. Чтобы деньги работали».
«Проблема не нова, тянется с 2017 года, и с каждым годом остатки растут. Плохо, что никто из министров не несёт за это ответственности, - говорит экономист, член общественного совета при Минэкономики РД Халил Халилов. - Глава просто пожурил. А серьёзных выводов нет. Каждый миллиард или десятки миллиардов, которые ушли обратно в федеральный бюджет, это непостроенные школы, сады, невыплаченные зарплаты. Одним словом, это огромный минус во всей социально-экономической жизни республики, настоящее вредительство, основанное на некомпетентности.
В бюджет закладывается что попало, независимо от степени готовности объекта, документов, правовых вопросов и прочего. А бюджет – это место, где всё должно быть прописано «в финальном состоянии». Если мы говорим, что такое-то управление не использовало средства, то это не совсем так. Это не только управление, это и другие органы власти, задействованные в системе, оказались крайне непрофессиональными и неспособными обеспечить беспрерывное исполнение бюджета».