Жителей Дагестана предупреждают о новой многоэтапной схеме финансового мошенничества. Телефонные аферисты убеждают жертву оформить кредит, чтобы потом перевести деньги на свой счёт. Как не попасться на обман, выяснил «АиФ Дагестан»
Под гипнозом
«Мне позвонили, мужчина представился сотрудником банка, что-то говорил о том, что мне положены какие-то накопления, я сомневалась, но, как заворожённая, отвечала на все его вопросы. В итоге с карты списались мои последние сбережения, которые я копила на выплату ипотеки», – горюет жительница Каспийска Тамара Абдулбаширова.
В Дагестане сотни доверчивых граждан стали жертвами подобных жуликов, и что беспокоит больше всего – злоумышленники становятся изощрённее и используют новые схемы, жертвами которых оказываются всё больше доверчивых дагестанцев.
Так, по статистике МВД по РД, если в 2020 году было заведено 50 уголовных дел, ущерб по которым составил 5 млн 680,5 тыс. рублей, то в прошлом году уже – 288 дел, с ущербом 53 млн 357,2 тыс. рублей.
Говоря о новом уровне мошенничества, управляющий Отделением Банка России в Дагестане Мурад Идрисов рассказал о методах телефонных аферистов, в сети которых вы можете попасть.
«На первом этапе гражданину якобы звонит сотрудник бюро кредитных историй и сообщает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит.
Через некоторое время, на втором этапе, аферисты снова звонят и уже представляются сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов или даже Банка России. Их задача подтвердить, что на имя гражданина неизвестные лица оформляют кредит. Чтобы прекратить незаконную операцию, злоумышленники предлагают человеку оформить кредит онлайн или в офисе банка. Они настаивают на немедленном заключении договора, угрожая жертве уголовным делом или разделением ответственности за действия неких мошенников. Кредит должен быть равен той сумме, о которой говорят мошенники. Они уверяют, что такие действия позволят раскрыть недобросовестного сотрудника банка, поэтому не стоит никому рассказывать о происходящем. При этом все манипуляции никак не повлияют на кредитную историю», – предупреждает Идрисов. Если мошенникам удаётся убедить жертву взять кредит, они предлагают перевести деньги на «специальный счёт», который сами указывают.
«Причём единовременно за одну операцию нужно вносить не более 15 000 рублей и только через банкомат или платёжный терминал. Таким образом, злоумышленники пытаются обойти систему мониторинга банка, чтобы избежать проверок. В течение 3-5 дней они могут убедить жертву оформить несколько кредитов в различных банках. Сумма ущерба может варьироваться от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей», – продолжает специалист.
Боятся опозориться
Телефонные аферисты могут звонить с подменных номеров, запугивать и торопить человека. Агрессивно заставляют совершать какие-либо действия с банковской картой. Чтобы войти в доверие, у них заготовлены убедительные ответы на стандартные вопросы. Кем бы ни представлялся звонящий, не переводите деньги ни под каким предлогом. «Лучше прервать разговор. Если вы сомневаетесь относительно сохранности своих денег, рекомендую позвонить в банк по телефону, указанному на обороте карты или на официальном сайте банка», – сказал Идрисов.
Если вы столкнулись с мошенничеством, и со счёта, к которому привязана банковская карта, списали деньги, прежде всего, необходимо сообщить о мошеннической операции в банк и заблокировать карту. Затем написать заявление о несогласии с операцией. Помимо этого, необходимо написать заявление о совершённом преступлении в ближайшем отделении полиции. Также можно оставить свою жалобу в интернет-приёмной на сайте Банка России.
По мнению юриста Мухаммада Рамазанова, проблема в том, что жители Дагестана редко обращаются в банк, из которого звонили, или в правоохранительные органы.
«Некоторые боятся опозориться перед родственниками и знакомыми, мол, взрослый человек и попался так глупо. Другие просто не имеют желания и времени заниматься этим и просто забывают и пускают на самотёк. Так вот, как раз это и делает телефонных аферистов наглыми и успешными. Статистика говорит, что только 10-15% людей, которым поступают звонки от телефонных мошенников, сообщают об этом в банк или в правоохранительные органы, а это ничтожное количество», – подытожил юрист.