Декабрь заканчивается – на улице наступили холода. К нему готовятся не только простые жители городов Дагестана, но и местные дрифтеры.
В чём только не обвиняют этих людей: и в опасном вождении, и в ужасном шуме под окнами, и в постоянных авариях, которые, по мнению горожан, случаются по их вине. Но что по этому поводу думают сами автолюбители? Корреспондент «АиФ Дагестан» поговорил с Арсеном Гаджиевым – одним из представителей этой андеграундной водительской тусовки.
Езда ненормального
Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Арсен, задам вопрос, который для горожан, как больной мозоль: это вы гоняете по ночной магистрали, тревожа сон и покой отдыхающих?
Арсен Гаджиев: – На самом деле нет, настоящий дрифт имеет мало общего с «бубликами», которые исполняют студенты на старых «жигах» («жигулях») или золотая молодёжь на крутых тачках. Скорее это способ как-то выделиться, показать, что ты якобы крутой гонщик, но обычно то, что они «исполняют», для человека, который знаком с дрифтом, выглядит очень неуклюже и смешно. Мы часто приглашаем таких гонщиков приехать к нам на специально отведённую площадку и показать там своё «мастерство», но в большинстве случаев они либо не приезжают совсем, либо не могут показать ничего достойного.
– Ты частый «клиент» у сотрудников ГИБДД?
– Когда-то давно, когда во мне кипел юношеский максимализм, я ездил как ненормальный, но сегодня это в прошлом, на дорогах общего пользования я спокойный и аккуратный водитель. Я считаю, что профессионализм нужно показывать только там, где это разрешено, то бишь на гоночном треке, а на дорогах общего пользования – чем меньше ты доставляешь дискомфорт другим участникам дорожного движения, тем выше твой навык вождения.
– Можно ли в таком случае дрифт считать показателем высокого уровня водительского мастерства?
– Если мы говорим именно о профессиональном дрифте, а не о «бубликах» на парковке, то, безусловно, да. Чтобы управлять автомобилем в дрифте, нужно быть довольно опытным водителем. Многие напрасно думают, что стать дрифтером можно на обычных дорогах. Зачастую это заканчивается в лучшем случае разбитым об столб или бордюр «болидом», в худшем – горе-гонщик ударит чью-то машину или, не дай бог, собьёт человека.
– Хорошо, что одумался и обошлось без жертв, а может, машина у тебя хорошая тоже?
– Мой повседневный автомобиль – это купе BMW 330, а для соревнований использую ВАЗ 2106 с японским мотором на 300 лошадиных сил, подвеской от BMW и полностью переосмысленным и усиленным кузовом. В общем, от старой «шестёрки» тут остались только документы и внешняя схожесть с оригинальным автомобилем. Я считаю, что машине, подготовленной для автоспорта, не место на дорогах общего пользования. Ну, во-первых, запрещено законом, так как обычно в конструкцию авто внесены очень серьёзные изменения, не совместимые с техническим регламентом о безопасности колёсных транспортных средств. Во-вторых, это же банально неудобно передвигаться по городу на так называемом «корче», потому что у него обычно довольно жёсткая подвеска, а качество дорожного полотна оставляет желать лучшего. Ну и, в-третьих, это соблазн использовать весь потенциал авто в потоке машин, а это, как мы знаем, очень опасно. Так что у гонщика всегда должно быть разделение на гражданский и «боевой» автомобиль.
– Расскажи о его достоинствах и недостатках в контексте вашего стиля вождения.
– Умение управлять автомобилем в дрифте может пригодиться в любой экстренной ситуации на дороге, к примеру, вам незамедлительно нужно уйти от столкновения, вы делаете резкий манёвр, и автомобиль начинает нести боком… Навыки, полученные в дрифте, могут помочь выйти из такой ситуации целым, правда, стоит отметить, что это касается только заднеприводных авто, на авто с передним и полным приводом такие приёмы могут не сработать.
Хочу, как в «Форсаже»
– Мне кажется, в сознании обывателя дрифт – это подростки на «тазах» с подрезанными пружинами и заваренными дифференциалами, которые создают аварийные ситуации на дорогах и парковках. Что скажешь?
– Как говорится: «Иномарки для понтов, а «тазы» для пацанов» (смеётся). Благодаря вот таким псевдогонщикам о нашей дисциплине сложилось такое впечатление. Но скоро мы это изменим. Наша федерация автомотоспорта в Дагестане проводит несколько дрифт-тренировок в месяц, на которые в качестве зрителя может попасть любой желающий. Также в сентябре следующего года жителей нашего региона ждёт грандиозное дрифт-шоу, аналогов которому не было ещё нигде в мире.
– Заинтриговал – раскрывай карты.
– Ишь чего захотела. Приходи, и сама увидишь.
– Ладно, переживу, а как насчёт ремонта автомобиля после гонок? Наверное, самое дорогое в твоей машине – замена моторов?
– На самом деле самая большая статья расходов в дрифте – это шины, их за одно мероприятие я могу спалить десяток. Да и в целом обслуживать такой автомобиль всегда влетает в копеечку, с какой стороны к нему ни подойди. Но, тьфу-тьфу, с японским мотором у меня проблем нет.
На Северном Кавказе дрифт только-только зарождается, и тут, в принципе, было немного мероприятий, но все их по возможности я посетил. И всё не так страшно, как ты описала в своём вопросе. За призовыми местами я не гнался, ну или просто сейчас так оправдываюсь, потому что ничего пока не выиграл.
В дрифте всё зависит в большей степени от мастерства пилота и от правильно настроенной подвески. Мощность двигателя я бы тут поставил на третье место, хотя моя цель по мощности – это 500 лошадиных сил, что позволило бы мне проезжать свои заезды ещё более зрелищно и дымно.
– Девочки, наверное, потянулись сразу. Признайся, сколько девчонок влезает в салон твоего «спорткара»?
– (Смеется.) Только одна, и это моя супруга.
– Было бы странно, если бы ты, женатый человек, ответил по-другому. С чего началась любовь к скорости?
– В 2006 году, после просмотра фильма «Форсаж: Токийский дрифт», все эти тачки, которые грациозно скользят по дороге в управляемом заносе, заставили меня влюбиться в эту дисциплину. С тех пор я и болею дрифтом.
Знаешь, наверное, звучит амбициозно, но я хочу выступать на чемпионате России и чемпионате мира в дрифте. Да что там выступать, я мечтаю выиграть эти чемпионаты (улыбается). Главное – поставить себе высокую планку и двигаться к ней.
Каждая гонка по-своему трудная, но в целом в дрифте нет ничего сложного и смертельного. Тут главное ничего не бояться, выходить на линию старта с холодной головой и боевым настроем. Под боевым настроем я имею в виду желание победить!
Из миллиардера в миллионеры
– Как ты думаешь, навыки дрифтера помогли бы тебе в какой-нибудь из гоночных дисциплин: кольцо, ралли-кросс, ралли?
– Да, конечно. Во всех автоспортивных дисциплинах есть точки пересечения, и одно из моих желаний – поучаствовать во всех возможных дисциплинах автоспорта, ведь это действительно интересно, выяснить, на что ты способен.
– В кулуарах поговаривают, что у нас должны были построить автодром. Врут?
– Насколько мне известно, автодром будет построен в Дербенте, и сейчас всё уже на стадии проектирования инфраструктуры и непосредственно самой трассы.
Я уверен, что через несколько лет произойдёт чёткое разделение на профессионалов и любителей. Случится раскол. Как только в дрифт придут серьёзные спонсоры, профессионалы быстро уйдут вперёд и их будет не догнать. Но кайф от дрифтинга всегда будут получать больше именно любители.
– Дальше не вопрос, скорее утверждение. Арсен, дрифт – спорт не для бедных…
– Как, в принципе, и любой профессиональный автоспорт. Ведь нужно собрать авто, купить экипировку, резину… Да, это дорого. Сегодня без поддержки спонсоров, я считаю, это практически невозможным. Как однажды ответил один гонщик на вопрос о том, может ли дрифт сделать из вас миллионера? Да, может, если ты был миллиардером.
– Твоя основная работа перекликается с дрифтом?
– К сожалению, нет. Но я бы очень хотел связать свою работу с автоспортом. Ведь что может быть лучше, чем работа, которая приносит удовольствие? Есть идеи открытия сервиса по подготовке автомобилей для участия в автоспортивных мероприятиях, но пока это всё только в проекте.
Я уже пытался завязать с дрифтом, но меня хватило ровно на 2 года. Дрифт – это болезнь, которая с тобой навсегда, и я не знаю ни одного дрифтера, который смог бы легко отказаться ездить боком.