Примерное время чтения: 5 минут
108

Приятного аппетита! Какие есть права у клиентов кафе и ресторанов?

Алексей Блахнов / АиФ

Суммарный оборот общественного питания в Дагестане за девять месяцев 2021 года составил около 52 млрд 700 млн рублей – это пятый показатель среди всех субъектов России. Выше Дагестана в рейтинге, подготовленном экспертами РИА Новости, расположились лишь Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Оборот общепита на одного жителя в Дагестане за январь-сентябрь составил 16,8 тыс. рублей – по этому показателю республика оказалась на седьмой позиции.

Результаты исследования показывает, что дагестанцы активно пользуются услугами общепита. Но насколько хорошо мы знаем о своих правах в кафе и ресторанах, и какие у заведений права по отношению к посетителям? Давайте разбираться.

Начнем с прав граждан при пользовании услугами предприятий общественного питания.

Право на информацию

Вас заинтересовало блюдо, и цена устраивает, но перед тем, как выбрать, хотелось бы узнать, как оно приготовлено? В таком случае смелее спрашивайте, не бойтесь быть назойливым, ведь это Ваше право.

Клиенту по его просьбе (требованию) обязаны в доступной форме передать информацию о способах приготовления блюд и входящих в них ингредиентах. Более того, посетитель может получить даже такие сведения, как калорийность блюда, количество содержащихся белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.

Право на «взвешивание»

Случалось, что официант приносит блюдо, и Вы уверены, что порция меньше, чем прописана в меню? Можно, конечно, предположить, что так повар заботится о Вашем желудке, чтобы Вы не переели. Но более вероятно, что Вас слегка (или не слегка) обманули.

Закон позволяет клиенту общепита потребовать предоставить возможность проверить правильность веса заказанного блюда. Правда, мало кто решится обратиться с такой претензией.

Время - деньги

К сожалению, владельцы некоторых кафе в погоне за экономией не обеспечивают свое «детище» нужным количеством персонала. Это зачастую приводит к тому, что свой заказ посетителям приходится ждать неприлично долго.

Так вот запомните, если заведение нарушило обещанные сроки исполнения заказа, Вы имеете моральное и юридическое право потребовать скидку за потраченное время, либо вовсе отказаться от заказа и не платить за него ни рубля.

Право на качество

Одно из самых важных прав потребителя. Если в заказанном блюде внимательный Вы обнаружили посторонний предмет (муха, волос, стекло), то Вы вправе потребовать повторно приготовить блюдо надлежащего качества или отозвать свой заказ.

Если же еда просто некачественно приготовлено (например, повар замечтался и забыл посолить, не дожарил или не доварил блюдо, или оно имеет несвойственный продуктам запах и вкус), то смело можете требовать безвозмездного устранения недостатков. Если же Ваши слова не были услышаны работниками заведения, Вы имеете полное право не платить за некачественно приготовленное блюдо и покинуть помещение, чтобы «ноги Вашей там больше не было». А перед этим написать пару ласковых в книгу жалоб и предложений, которую также можете потребовать предоставить.

Право на «посидеть»

Вы поели, и теперь сидите общаетесь со своим спутником, и спустя какое-то время сотрудник заведения вежливо просит вас освободить стол, так как вновь прибывшим клиентам негде «приземлиться». Знакомо?

В следующий раз Вы также вежливо можете указать на наличие у Вас права находиться в зале предприятия столько, сколько Вашей душе угодно, вплоть до его закрытия. А если заведение позиционирует себя как работающее «до последнего клиента», то тогда Вы можете хоть корни пустить на своем месте. Да, подобное юридическое право Вы имеете, а вот моральное – вопрос спорный.

Любой гражданин, в случае нарушения его вышеперечисленных прав, может составить письменную жалобу и обратиться с ней в управление Роспотребнадзора или районную прокуратуру. А если Вы не хотите тратить свое время и силы на юридические разбирательства, можно прибегнуть к сарафанному радио. Оно зачастую способно ужалить Вашего обидчика куда больнее, чем юридические меры.

Но правами обладают не только клиенты, но и заведения общественного питания. Вот некоторые из них.

Допустимые запреты

Администрация предприятия вправе устанавливать для своих посетителей ряд правил поведения, среди которых могут быть: запрет на курение, на посещение с животными, на нахождение в верхней одежде (такое требование возможно лишь при наличии у заведения гардеробного помещения или вешалки) и иные аналогичные запреты.

Помните, что не стоит оставлять в карманах верхней одежды ценные вещи: телефон, документы, украшения. Администрация заведения несет полную ответственность за целостность и сохранность верхней одежды и головных уборов, оставленных посетителями, и обязана возместить рыночную стоимость в случае их утери или повреждения. Однако такая обязанность не распространяется на то, что находилось в карманах.

Рады не всем!

Предприятия общественного питания по закону обязаны оказывать свои услуги людям, независимо от пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания, профессии, количества зубов и других признаков. Однако Вам могут указать на дверь, если Вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и нарушаете общественный порядок. Также не будут рады обнаженным гостям или клиентам в нижнем белье и купальных костюмах.

Гигиена

Во всех предприятиях общепита – от придорожного кафе до гламурного ресторана – должен быть оборудован бесплатный санузел для посетителей, включающий раковину и туалет. При этом заведения имеют одно любопытное право: они могут запретить человеку зайти лишь для того, чтобы воспользоваться санузлом. Беспрепятственным доступом в туалет наделены лишь посетители кафе и ресторанов.

QR-коды

Коронавирус внес изменения в нашу привычную жизнь, коснулось это и разбираемой темы. Так, с 28 октября в Дагестане для ограничения распространения опасной инфекции действует система QR-кодов для посещения общественных мест. Организации и предприятия, в том числе кафе и рестораны, вправе потребовать от посетителей представить QR-код о вакцинации от COVID-19. При отсутствии QR-кода или при отказе его продемонстрировать, Вас имеют право не пустить в заведение.

Знайте свои права при посещении учреждений общественного питания и не дайте себя обмануть в спорных ситуациях. Но при этом стоит помнить и о правах заведений, которые необходимо соблюдать посетителям. Хотя в народе и бытует фраза «Клиент всегда прав!», на законодательном уровне это не всегда так.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах