В Дагестане автомобилисты из-за опасного вождения попадают в многочисленные аварии. В этом году в регионе – двукратный рост детской смертности на дорогах. Гибнут дети-пассажиры, гибнут дети-пешеходы, на которых не было светоотражающих элементов. Как бороться с этим?
Итог печальный
«Трое молодых людей погибли в результате столкновения легкового автомобиля и грузовика в Дербентском районе. Установлено, что 19-летний водитель ВАЗ 99-й модели выехал на встречную полосу, и машина попала под «Камаз». Водитель легковушки, и двое его пассажиров 20 и 24 лет погибли на месте».
Это стандартные новости Дагестана, с которых начинается утро подполковника в отставке Патимат Омаровой (имя и фамилия изменены по ее просьбе).
«С тех пор, как в дорожной аварии погибла моя единственная дочь, я, как очумелая, смотрю подобные новости - не знаю зачем! - и молюсь за молодых. Чтобы Всевышний дал им немного терпения на дорогах и долгих лет жизни. Уже более 7 лет я обвиняю себя в том, что на 20-летие дочери подарила ей «права», а после учила ездить, но видимо, плохо, раз итог такой печальный», - говорит Омарова сквозь слёзы.
Статистика аварийности в регионе удручающая. За 10 месяцев этого года произошло 1177 ДТП, в которых погибли 254 человека, ранены 1656. Погибли 23 ребенка, еще 175 получили травмы. Рост детской смертности – двукратный.
«Ситуация кардинальным образом не изменилась, люди, молодежь и дети, гибнут. Цифры по-прежнему ужасают», - признался на совещании по безопасности дорожного движения премьер-министр Абдулмуслим Абдулмуслимов. Причем водителей не пугают штрафы (2,5 млн материалов на пешеходов и автовладельцев!). Многие и их-то не платят.
«Если ситуация с аварийностью такая сложная, то предпринимаемые меры недостаточны, нужны дополнительные, более действенные», - уверен глава правительства. Одно из них – ужесточение требований при сдаче экзамена в ГИБДД и обучению в автошколе.
Чуть что, автошколы
Цифры говорят сами за себя: в этом году по вине неопытных водителей (со стажем вождения до 2 лет) произошло 112 ДТП, в которых погибли 12 и ранены 166 человек. Причем ГИБДД МВД по РД проанализировало, выпускники каких автошкол засветились в авариях. «Лидером» стал «Учебно-инновационный центр» из Махачкалы. Ученики из этой школы, получив «права», стали виновниками 16 ДТП, в которых погибли 5 человек. С первого раза теоретический экзамен в этой автошколе сдает 7% будущих водителей, а практический экзамен (вождение) – всего 1% обучающихся. Странно, что эта автошкола до сих пор работает. Ее, к слову, теперь ждет внеплановая прокурорская проверка. Минобразования уже поручили «жестко» контролировать работу автошкол, вплоть до посещаемости занятий.
Не менее важной проблемой, которая требует отдельного внимания, главный госавтоинспектор республики Александр Шалагин назвал удерживающие ограждения, отсутствие которых повлекло тяжкие последствия ДТП в Рутульском, Шамильском, Чародинском, Левашинском, Табасаранском, Буйнакском, Гергебильском, Хунзахском районах.
«На 21,7% увеличилось количество наездов на пешеходных переходах, все наезды с погибшими совершены в темное время суток, что связано с недостаточным, либо полным отсутствием электроосвещения, износом или отсутствием дорожной разметки и знаков, необустроенностью пешеходными ограждениями и тротуарами», - отметил он. Главный «гаишник» республики также рекомендовал главам администраций и Министерству транспорта устранить причины съездов в пропасти, каналы, реки и обратить внимание на иные причины совершения аварий.
Чтобы снизить летальность от ДТП, важно улучшить медпомощь пострадавшим. И здесь свою роль должны сыграть службы оказания экстренной помощи. «После аварии, когда время идет на минуты, секунды все зависит от работы системы оказания помощи, насколько оперативно и квалифицированно оказана догоспитальная помощь. Здесь необходимо строго соблюдать правило «золотого часа», - считает премьер. Ну и, наконец, нарушитель должен знать, что наказание неизбежно, а для этого нужна слаженная и результативная работа всех структур – УГИБДД МВД по РД, следственных органов, судебной системы, УФССП по РД, органов исполнительной власти и муниципалитетов республики.
Мнение экспертов
Инструктор по вождению Аминат Гимбатова:
«По моему мнению, инструкторы-практики должны в своей работе руководствоваться не только своим материальным интересом, но и понимать, что те, кого мы обучаем сегодня, завтра станут участниками движения. И результат того, что мы видим на дорогах – наша работа. Основное количество ДТП происходит либо по вине начинающих водителей, либо по вине очень опытных водителей. Задача инструктора, помимо механических приёмов, ещё и психологические. Потенциального водителя нужно подготовить к адекватному поведению на дороге».
Психолог Мадина Сайпудинова:
«Такой менталитет у жителей региона: с детства им родители твердят о том, что их сыновья самые лучшие, самые первые, и должны быть такими всегда. В нормальных порциях – это хорошо, но иногда чувство меры отказывает. Национальный характер плюс распущенность – я должен быть первым, я должен быть лучшим. Вот такое воспитание дает такой результат на дорогах», - уверена Сайпудинова.