День железнодорожника, который отмечается в России 3 августа, для дагестанки Хадижат Бартиевой — профессиональный праздник. Проводница пассажирского вагона полжизни провела в дороге. Колеся по России неделями и месяцами, женщина не видела, как растут две её дочери и сын, но приложила все силы, чтобы они не знали нужды и стали достойными людьми.
Сейчас Хадижат 62 года, три последних она на пенсии. Навёрстывает упущенное в роли бабушки восьмерых внуков, но не скрывает, что всё ещё скучает по стуку колёс…
Мыла вагоны, таскала уголь
Устроиться на ж/д юную Хадижат вынудил голод начала 1990-х. Ради безбедного завтра мужчины и женщины шли на «чугунку», которая давала им стабильный заработок. Примеров этому у Хадижат было много, ведь её муж Мурад — из династии железнодорожников.
Во время войны его мама работала списчицей, вела учёт прибывающих подвижных составов, а её сестра — проводницей. Позже проводниками стали двоюродные братья и троюродная сестра Мурада. У каждого по итогу сложилось не менее 20 лет стажа.
Видя, как его родные везут из Москвы дефицитные товары, Хадижат обратилась за советом к свекрови: «Может, и мне податься в проводники?». Женщина поддержала невестку. Так, Хадижат вместе с супругом стала осваивать трудную, но оттого интересную профессию.
Первые полгода Бартиевы зубрили теорию и драили вагоны до цыпок на руках. После сдачи экзаменов Хадижат как одну из лучших учениц первой допустили к работе. В броневагоне красного поезда «Дагестан» девушка, наконец, покорила Москву, а также Белгород, Курск, Польшу и Украину. Заработка хватало, чтобы кормить своих и помогать соседям.
«Первый мой рейс выпал на лютую зиму, февраль. Сейчас хоть отопление электрическое, а мы на себе уголь таскали», — вспоминает Хадижат Абдулхаликовна.
С тех пор годы её жизни отсчитывались не календарными датами, а пройденными станциями в туристических и военных командировках. В середине 90-х Хадижат сопровождала бойцов на первую чеченскую войну, а через четверть века — в зону специальной военной операции.
Одной из самых длительных поездок был рейс в Оренбург. Военных из разных уголков России везли на саммит с участием президента Владимира Путина. Большой эшелон формировали три месяца, сцепляя вагоны по пути следования.
С работы на работу
Домой Хадижат приезжала всегда ненадолго. Как только она возвращалась к родным, её посылали в рейс снова, поскольку проводников не хватало. Женщина собиралась на поезд с пол-оборота, как это требовало руководство. Ездила в Баку, Краснодар, Ейск и Горячий Ключ, Кап-Яр и посёлок Ашулук в Астраханской области, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.
«Проще перечислить, где я не была», — смеётся Хадижат Абдулхаликовна.
В 2010-м у её мужа случился инфаркт. Мурад перенёс операцию на сердце и по инвалидности окончательно «сошёл с поезда». Хадижат пришлось трудиться ещё усерднее.
«Я провела на работе больше времени, чем дома. Оставляла детей и уезжала. Сын и две дочки росли сами и присматривали за дедушкой. С пути не сбились. У них по два высших образования. Двое работали в органах, сейчас вышли на пенсию, сын — по инвалидности из-за травмы. Наверное, Бог меня любит, раз у детей всё хорошо сложилось», — улыбается женщина.
Машина цела — целы и пассажиры
Быть проводником — значит знать всю подвагонную систему, следить за её состоянием, поддерживать чистоту в купе и котельной, ведь это вопрос безопасности.
«Проводнику нужно различать шум колёс — понимать, как движется состав. При резком торможении на колёсах образуется навар, который ухудшает сцепление с рельсами. Об этом проводник обязан сообщить поездному электрику, а тот — машинисту. После чего машинист должен снизить скорость и доехать до ближайшей или большой станции, чтобы заточить или заменить колёсную пару. Иначе большой навар может привести к крушению поезда, — объясняет Хадижат. — Кроме того, летом, в сильную жару, проводнику необходимо ощупывать колёса с тыльной стороны — проверять, не перегрелись ли буксы, а в зиму — правильно сбивать наледь, чтобы ничего не повредить».
В котельной поезда всегда должен быть порядок, вёдра с углём или водой оставлять нельзя, как и делать влажную уборку при включённом электрическом отоплении. В этом случае невнимательность грозит коротким замыканием и пожаром.
Лампочки на электрическом табло — ещё одна зона ответственности проводника.
«Если плюс горит слабо, а минус ярко, я уже должна бить тревогу и вызывать поездного электромеханика», — уточняет Хадижат.
У всех на виду как бельмо на глазу
Особый фронт работы — это, конечно же, люди. Каждому нужно доходчиво объяснить, что пьяным на поезд нельзя, даже по дорогому билету, купе — не место для курения, биотуалеты — не мусорка, а кондиционер не работает по «щучьему велению».
«Ну, представьте: купейный вагон, четыре пассажира — одним жарко, другим холодно. Они же весь мозг вынесут, будут звонить на горячую линию и требовать, чтобы кондиционер либо включили, либо выключили. А он централизованный — если работает, то во всём вагоне, а не в отдельном купе. Проводникам же необходимо поддерживать температурный режим: летом — +22-26ºС, зимой — +20-24ºС, как написано в санитарных правилах. В любом случае, всем не угодишь, — размышляет Хадижат. — Было время, когда кондиционеров вообще не было. Вот едешь из Астрахани, на улице +40ºС, а это значит, что в поезде где-то +60ºС, железо же нагревается. Окна не откроешь — воздух горячий. Что делать — спасались мокрыми простынями. Клали себе и пассажирам на спины. Махали, кто чем».
Некоторые оккупируют вещами чужие полки и норовят поменяться местами, хотя этого делать нельзя. Данные о каждом пассажире в соответствии с местом вбиты в компьютер. Это, по мнению Хадижат, нужно на случай ЧП, чтобы быстрее установить личность. Но чисто по-человечески, преступая страх перед начальством, проводница нарушала запрет: ради пары с ребёнком, которым пришлось бы сидеть раздельно, или пассажирки, не успевшей забронировать билет в женском купе.
Но самым неприятным и даже унизительным для Хадижат был план по продаже различной продукции.
«Не каждый пассажир может позволить себе стакан чая за 70 рублей или американо из кофемашины за 175. Многие едут с больными детьми на лечение. И как им это навязывать? А нам всё твердят: „Сдавайте план, сдавайте план“. Становишься как бельмо на глазу, — вздыхает женщина. — Раньше проводник был сам себе хозяин, сейчас его действия контролируют ревизоры. Не так пассажиру ответишь, не так улыбнёшься, не так повернёшься — могут и премии лишить. Появились и непрактичные предписания: „Добрый день“, „Добрый вечер“ говорить нельзя, только „Здравствуйте“. Придираются ко всякой мелочи, а не к тому, что действительно важно, как это было в советское время».
Пели песни, играли в игры
Зато на работе ей никогда не бывало скучно. Однажды, на рейсе Москва — Астрахань, Хадижат познакомилась с коллективом певицы Надежды Кадышевой. Сама артистка летела на самолёте, а её команде вместе с многочисленными костюмами пришлось выкупить целый вагон.
По словам Хадижат, ребята представились ей сами и в честь знакомства подарили её супругу большую кассету с песнями Кадышевой.
«Я, как человек музыкальный, обожаю поющих пассажиров. В молодости очень стеснялась и не позволяла себе петь вместе с ними, а с появлением телефоном стала опасаться, что меня заснимут», — признаётся женщина.
А вот с юными пассажирами Хадижат не боялась быть творческой. Придумывала различные игры, чтобы занять детей, пока их родители отдыхали.
«Мы хлопали в ладошки, загадывали желания, писали записки и проводили конкурс на самое чистое купе. Взрослые так не убирали за собой, как дети. За это я им давала конфеты, рисунки и корону, которую делала из подручных материалов: бумаги, ножниц и степлера. Тут ведь нет ничего сложного, нужна лишь любовь к детям», — делится она.
Замедлиться в 60
Свой последний рейс Хадижат «откатала» в 59 лет. Конечно, она могла бы уйти раньше, если б послушала мужа, но решила уже доработать до пенсии.
Сейчас проводница живёт в частном доме с небольшим двориком: ухаживает за розами и присматривает за внуками, а их у неё восемь(!). «Котика-мотика», как выражается Хадижат, у неё нет, поскольку у одной из внучек аллергия. «Курочек-мурочек» тоже не держит.
«Да куда там хозяйство… Железная дорога забирает много здоровья. Всё время на ногах, всё время — в движении. Вибрация считается одним из самых вредных факторов. Плохо влияет на кости», — говорит она.
В прошлом и позапрошлом годах коллеги звали Хадижат обратно, но она твёрдо решила оставить это дело молодёжи.
КСТАТИ
По словам Хадижат, раньше в поездах на весь вагон была одна розетка — либо у проводника, либо в коридоре. К ней выстраивалась огромная очередь. В современных же вагонах розетки — под каждым сидением.
Кроме того, пассажирам доступна безналичная оплата. Есть возможность оформить доставку еды прямо к вагону на станции или заказать в вагоне-ресторане.
В поездах, на которых ездила Хадижат, готовили борщ, солянку, фасолевый суп (бурчак-шурпа), хинкал, гречку, рис, пюре и компоты. Сотрудники вагона могли поесть за полстоимости.




Опоздавший пассажир поезда Махачкала - Москва вынужден был ехать снаружи
Четыре новых поезда получит Дагестан для пригородного сообщения в 2024 году
В Дагестане усилена санитарная обработка вокзалов и пассажирских вагонов
РЖД поставила в Дагестан новые комфортабельные вагоны