Дагестан получит 158,4 млрд рублей на лекарственное обеспечение, сельское хозяйство, ремонт дорог и оплату труда, но жители региона опасаются, что чиновники не смогут освоить все деньги и остаток придётся вернуть обратно в федеральную казну, а проблемы региона останутся.
Руки прочь от бюджета
«Травимся водой чуть ли ни ежемесячно, инфраструктура на нуле, город во время дождей утопает, отключают свет, школы и больницы некоторые в ужасном состоянии. А мы возвращаем деньги, мол, не знаем, на что потратить – у нас же всё прекрасно. И смеяться хочется, и плакать!» – недоумевает жительница Махачкалы Саидат Махмудова.
Страхи дагестанцев обоснованы – несколько лет подряд республика возвращает в Москву деньги, которым отчего-то не нашлось применения ни в образовании, ни в здравоохранении, ни в дорожно-коммунальном хозяйстве. В прошлом году Дагестан вернул в федеральный бюджет 7,6 млрд руб., часть из них – 5,1 млрд – возвращена в республику в 2021 году. В 2019 году регион отправил обратно около 8 млрд руб., в 2018 году вернули около 10 миллиардов.
Министр финансов Дагестана Юнус Саадуев рассказал, на что потратят бюджетные деньги, выделенные на будущий год и плановый период 2023 и 2024 годов.
«Источником финансирования дефицита в размере 14,2 млрд руб. определены остатки бюджетных средств. На увеличение фонда оплаты труда в проекте бюджета дополнительно предусмотрено 5,5 млрд руб., на лекарственное обеспечение льготников – 2,3 млрд руб.
На развитие сельского хозяйства планируется потратить 2,7 млрд руб., а на инвестиционную программу в 2022 году – 17 млрд руб. Расходы на ремонт и строительство дорог определены в 10,3 млрд рублей», – заявил Саадуев, добавив, что в этом году субъектам России предложили участвовать в получении инфраструктурных бюджетных кредитов, лимит для региона определён в сумме 10,5 млрд рублей.
Тем временем Сергей Меликов опасается, что в Дагестане не освоят эффективно федеральные средства. Поэтому одна из главных задач нового главы – не дать разворовать бюджет региона.
«По опыту последних лет достаточно резкое увеличение финансирования многих направлений показывает, что органы управления оказались не способны в полном объёме освоить бюджетные средства в определённые сроки. Приоритетом должно быть устранение инфраструктурных ограничений, решение вопросов качественного водоснабжения и водоотведения, бесперебойного электро- и газоснабжения, строительство школ, детсадов, больниц, дорог, мостов», – заявил врио главы республики.
В чём наша слабость?
Напомним, после многочисленных жалоб местных властей о том, что Дагестану не хватает средств, Москва значительно увеличила финансовую поддержку региона. Это беспрецедентно высокая сумма – 72,9 млрд руб., самая значительная в России. Общий объём дотаций регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2021 году составит 718 млрд рублей. Это столько же, сколько в прошлом году, и на 43 млрд больше, чем в 2019 году.
Низкая эффективность расходования бюджетных средств – проблема, характерная не только для Дагестана, но и для страны в целом, считает кандидат социологических наук Мурадгаджи Омаров.
«Бюджетное законодательство требует от участников бюджетного процесса для достижения поставленной задачи определить минимальные объёмы средств, или при сохранении имеющихся объёмов достижения максимальных результатов. Это в условиях проектного развития требует от руководителей дополнительных умений и навыков реализации проектов, которые зачастую у них просто отсутствуют», – отметил Омаров.
Мнение
Политолог и аналитик Эдуард Уразаев:
«Основная часть неосвоенных в соответствии с плановыми заданиями бюджетных средств приходится на национальные проекты, а среди них наиболее «хромает» освоение в строительстве объектов образования и здравоохранения.
В текущем году на первый план выдвинулись причины, связанные с ростом цен на стройматериалы, из-за чего от участия в тендерах на госзаказ стали отказываться строительные компании и пришлось пересматривать сметы расходов, а также нехватка рабочих-строителей из-за коронавирусных ограничений на миграцию. Продолжали действовать и бюрократические сложности, и нехватка квалифицированных специалистов по подготовке проектно-сметной документации. Могла сказаться и неопытность многих руководящих лиц, появившихся менее года назад в составе правительства Дагестана и в руководстве министерств и ведомств, столкнувшихся с тяжёлым наследством и пассивностью или скрытым сопротивлением части их аппарата.
Но учитывая внимание к освоению бюджетных средств и реализации нацпроектов со стороны руководства страны, давление на региональных чиновников усилено, и они вынуждены стараться под угрозой отставок. В то же время массовая смена кадров имеет свои негативные последствия, поэтому руководство ограничится точечными увольнениями наиболее «проштрафившихся» или неугодных».