Страховщики в Дагестане терпят убытки, собирают меньше, чем выплачивают участникам ДТП, утверждает Центробанк РФ. Однако в республике считают, что автовладельцы очень часто недополучают положенные им деньги и почти всегда проигрывают в судах. Кто наживается на автостраховании – в материале «АиФ Дагестан».
Какие ваши убытки
Дагестан попал в число субъектов России с наибольшим риском мошенничества в ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Об этом говорится в «Мониторинге региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО» Центробанка за год.
Выяснилось, что средняя страховая выплата в Дагестане составляет 77,1 тыс. рублей, что на 13% выше общероссийского показателя. А частота страховых случаев в 1,6 раза превышает среднероссийские значения. Более того, выплаты за последний год превысили сборы от автовладельцев на 1,2 млрд рублей – это наибольший отрицательный финансовый баланс по ОСАГО среди всех субъектов страны.
«Что касается мошенничества в сфере автострахования, убыточными, наверняка, были 2013–2017 годы, тогда люди, называющиеся себя автоюристами, занимались «художествами» (подставными автоавариями. – Прим. ред.), чтобы получить страховые выплаты. Но потом многих пересажали, они разбежались, сейчас практически они не работают», – рассказал Абдурахманов. Впрочем, такие истории периодически случаются. Об этом рассказал «АиФ Дагестан» житель Махачкалы Ш. Дадашов. В прошлом году он предоставил свой автомобиль ВАЗ-2112 для участия подставном ДТП некоему автоюристу, который пообещал отремонтировать машину после аварии и ещё сверху заплатить деньги. В итоге никаких денег он не получил, а машину пришлось отремонтировать за свой счёт. Дадашов написал заявление в прокуратуру.
Деньги или ремонт
В Дагестане оформляется мало полисов.
«Очень часто страховые компании не хотят платить автовладельцу, покрывать расходы. В судах страховщики выигрывают, и в первой инстанции, и Верховном суде, – рассказал автоюрист. – Вот у меня есть случай, люди попали в ДТП, они получили вред здоровью, суд первой инстанция принял решение в пользу пострадавшего, там небольшая сумма была – 120 тыс. рублей. Мы хотели также получить компенсацию за нанесённый вред здоровью. Я говорю суду, что с примирением сторон уголовное дело закрыто, но вред здоровью получен, а Верховный суд говорит, что такой аварии не могло быть вообще. Суды практически всем отказывают!»
Страховщики вынуждают автовладельцев соглашаться на некачественный ремонт, говорит Шамиль Абдурахманов.
«Вот пример: вам надо заменить дверь «Приоры», на рынке она стоит 10 тысяч рублей, а страховая компания говорит: «Возьми 5000 рублей или загоняй на ремонт». И тогда автовладелец соглашается на ремонт, потому что за такие деньги он не найдёт дверь. Потом он приходит ко мне и говорит: «Вот мне сделали дверь – килограмм шпаклёвки намазали и покрасили, я сейчас хочу с ними судиться». В автосервисе могут поставить неоригинальные запчасти. Вместо краски, лака и полировки делают только покраску. Хотя по закону страховые компании должны поставить оригинальные запчасти», – перечисляет он наиболее частые нарушения.
А ещё некоторые бывшие автоюристы работают в страховых компаниях. У них есть базовые знания, они умеют составлять необходимые документы так, чтобы оставить автовладельца ни с чем.
Мы попытались узнать мнение местных страховых компаний, как им работается в Дагестане. Вот что из этого получилось.
В компании «Энергогарант» рассказали, что в республике происходит много ДТП, поэтому выплат больше, чем страховых премий, отсюда и убыточность. Кроме того, они сталкиваются с фактами мошенничества, подставными авариями. «Мы собираем меньше, чем тратим на ДТП. Вот в чем дело. Слишком много аварий», – отметил собеседник «АиФ Дагестан».
В дагестанском филиале компании «АльфаСтрахование» отказались отвечать на вопросы по телефону. Предложили приехать в офис. Региональные отделения «Согаза» и «Росгосстраха» не ответили на звонки.