Примерное время чтения: 10 минут
288

«Мне всего лишь 90»! Педагог Абдурахман Гаджиев о долголетии, школе и любви

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ Дагестан Тесто поднялось 19/10/2022
Лолита Алиева / АиФ-Дагестан

Тяжёлая работа, невысокая зарплата, шумные дети – таких слов учитель физкультуры махачкалинского лицея №9 Абдурахман Гаджиев не знает. Непонятны они ему. Свою педагогическую карьеру он начал ещё в 50-х.

«Думал, поработаю год-второй, наберусь опыта – и хватит. Не тут-то было! Задержался на 64 года и ни разу не пожалел о выборе профессии», – вспоминает он. Абдурахман Джафарович идёт по жизни легко: с песней, спортом, правильным питанием, повторяя: «Мне всего лишь 90 лет».

Фото: АиФ-Дагестан/ Лолита Алиева

«Не ругать, не упрекать!»

Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Абдурахман Джафарович, мой день начинается с кофе, а ваш?

Абдурахман Гаджиев: – Вот поэтому ты выглядишь, как усталая лань. День надо начинать с хорошего чая с горным мёдом, зарядки, бега. И всё это – с позитивом! Улыбочка – и вперёд! И тогда весь день прекрасен, как и вся жизнь. Плохих привычек у меня нет – с детства не понимал, как можно губить себя всякой гадостью, химией, никотином. Будучи школьником, я начал заниматься борьбой и получил отличную закалку. Бег, баскетбол, волейбол – во всех своих спортивных соревнованиях я имел первый разряд. Спортивный дух поддерживаю по сей день, но и про питание не забываю – у меня оно по часам. При этом люблю дагестанскую еду.

– Хинкал с жирным бульоном?

– Для такой кулинарной роскоши есть праздники и выходные. Во всём должна быть мера и режим.

Овощи, фрукты из своего огорода или хотя бы региона – залог сохранения здоровья пищеварительной, сердечно-сосудистой систем. Есть надо сезонные плоды, а не те, что выращены в теплицах или привезены издалека, они содержат опасные нитраты и пестициды, которые сводят на нет пользу свежих овощей и фруктов. Об этом ведь мало кто думает. Орехи, мясо, рыба…Я вот сам ловлю рыбу в свободное время. Хорошее занятие. Спокойное.

– Спокойное? Значит, всё-таки дети много энергии у вас отнимают, что приходится нервы успокаивать?

– Наоборот, я черпаю энергию из своей профессии, занимаюсь своей любимой работой – работой с детьми. Мы очень дружны с детьми. Среди моих учеников всегда были 100% посещаемость и успеваемость.

Когда я работал директором школы в родном селе Кутиша Левашинского района, если ребёнок не приходил на первый урок, я требовал, чтобы классный руководитель шёл за ним домой и приводил его в школу. Пропускать занятия я разрешал только тем, кто болел. Я преподавал физическую культуру и физику. Год отработал, а на второй, в 1959 году, стал директором в этой школе.

– Ругаете тех, кто пропустил уроки?

– Ни разу за 64 года! Спросите любого моего ученика. Одно из главных качеств хорошего педагога – умение заинтересовать школьника предметом. Не учить через силу, а беседовать. Сейчас я преподаю в 10 и 11 классах. У меня две формы — спортивная и для патриотических бесед.

Спортивная форма, понятное дело, для прямых обязанностей. А в другой я занимаюсь воспитанием детей. В дни воспитания надеваю папаху и медали.

Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, его нужно воспитывать каждый день. Вести беседы о его отношениях с родителями и братьями-сестрами, узнавать, какую пользу он приносит в семье. Вы думаете, я простой учитель физкультуры? Чёрта с два!

Для меня преподавательство – моя жизнь, а не просто профессия. Многие говорят о невоспитанности современных детей, о том, что они не управляемы. А они что, кони, чтобы ими управлять? От нас зависит, какими будут наши дети, а не от времени. Нельзя детям врать, упрекать их, обвинять в чём-то.

Фото: АиФ-Дагестан/ Лолита Алиева

Аварские песни и сломанная шея

– Когда вы заиграли на пандуре*, запели и заговорили о жизни, я поняла, что вы парень не робкого десятка…

– Я с детства пел, и у меня были мысли пойти по творческому пути. Но всё-таки окончил физико-математический факультет и параллельно трёхгодичные факультативные курсы физкультурного факультета. Мне вручили сразу два диплома. Но это же мне не мешает петь, взяв в руки пандур? Нет. Для всего в моей жизни есть место. Для всего хорошего и позитивного. Вот если бы сейчас у меня была возможность вернуться назад и выбрать другую профессию, то сделал бы я это? Ни за что в жизни.

– А вдруг я могла бы беседовать с вами как с музыкантом с мировым именем?

– И что мне с того? Была бы слава, любовь всемирная? Ерунда! А сейчас за спиной у меня – множество благодарных и воспитанных учеников. Не это ли главное достижение жизни? Развлечения развлечениями, а дети – это святое. Да, люблю я петь песни, и по молодости мы поездили по районам Дагестана и городам России, выступали на заводах, фабриках, в институтах. Я исполнял аварские песни, и шея у меня была сломана. Я же борец. Нам тренер говорил «надо качать шею, чтобы выиграть, чтобы быть крепким, надо качать шею». Я говорю: «Ну как я поеду в университет с такой шеей? Как я буду песни свои петь? Обычно певцы бывают миниатюрные, с худыми шеями, в галстуках, а я как с толстой шеей аварские песни петь буду?»

«Абдурахман, ты поедешь с такой шеей», – отвечает он мне. С такой шеей и пел. Странно выглядело.

– А спойте мне что-нибудь!

– Я только своей жене пою (смеётся).

– Похвально! И когда вы для неё спели в первый раз?

– Моя супруга Меседу жила с родителями в Средней Азии, училась там же. В год нашего знакомства она с семьёй приехала в Дагестан. А я уже был директором школы в родном селе. Мы встретились на свадьбе знакомых. Я как раз присматривал себе спутницу жизни и тут увидел ее…Красивая, изящная, улыбка на лице. Влюбился и на следующий день сосватал, а через 10 дней мы поженились. Почти 61 год мы живём вместе, и она моя самая большая любовь.

У меня хорошая жена, она никогда не дёргает и поддерживает во всём. Она идеальна. У неё большое доброе сердце, она честная. Более 60 лет вместе, бриллиантовую свадьбу играть впору! Она вносит важный вклад в моё ресурсное состояние и придаёт мне бодрости. У нас четверо детей – три сыночка и лапочка-дочка, прямо как в сказке. Внуков и правнуков – не сосчитать (смеётся). С моими детьми у меня достаточно близкие отношения. Я их очень люблю. Это люди, которые ни разу мне не нагрубили. Все сыновья окончили физико-математический факультет университета. Единственная девочка – медик. Старший сын работает директором школы, которую я возглавлял почти полвека назад, средний сын занимается бизнесом, а младший работает в Министерстве образования. Что касается внуков, они пошли по моим стопам и тоже стали педагогами.

Фото: АиФ-Дагестан/ Лолита Алиева

Спросите у Абдурахмана

– Вы сильный, мудрый, оптимистически настроенный мужчина. Это пришло с годами или врожденное качество?

– Я рано потерял отца – мама осталась с пятью детьми на руках. Учились мы в школе-интернате. С самого детства для меня учитель был вторым родителем. Помню, как после интерната и университета, работая директором в школе, я возил ребятишек по разным районам, песни пели. Как одна большая семья. Это важно для формирования личности детей. Они доверяют тебе, хотят походить на тебя, учатся доброму и важному.

Мои фотографии начали появляться на первых страницах газет, и когда из министерства просвещения к нам в Левашинский район приехал с проверкой заместитель министра, он сказал: «Почти все школы прошёл, останусь ночевать только у Абдурахмана» – это единственная школа, к которой нет замечаний». Мы с помощью учителей, учащихся и районного бюджета восстановили школу, она как новая была. Появился спортивный зал, трудовая мастерская.

«Если хотите поднять образовательное учреждение и узнать, как вести в нём работу – посмотрите на школу Абдурахмана. Спросите его», – сказал тогда министр просвещения. Это лучшая похвала для учителя.

– Да и хозяйственник отличный!

– А то! Я ещё председателем колхоза успел побывать. Пришёл глава села и говорит: «Ты свою работу сделал – школу поднял. С завтрашнего дня будешь работать председателем колхоза». Я, ошарашенный, спрашиваю: «Как же моё педагогическое образование? Где я, а где сельское хозяйство?» Ответ: «Мы пошлём тебя учиться на пять месяцев».

Ну, я поехал, отучился, дали корочку, что я имею право работать в сельском хозяйстве. У нас там было семь тысяч кур, молочные коровы, которые находились около села Сухокумск, а овцы были около Кочубея. Успевал и там, и здесь. И так пять лет! Дольше не смог. Я устал от этой работы и тосковал по педагогике. Отправили меня в Советский район, в школу, где 27 мальчиков – преподавать физкультуру и физику. Один год там проработал. Чтобы ездить туда, приходилось менять две маршрутки, но меня не отпускали. Но кто ж со мной поспорит! В итоге мой товарищ из управления образования устроил меня в многопрофильный лицей №9. Здесь я работаю уже 35 лет – все мои награды я получал здесь. Я благодарен нашему директору Шамсият Алиевне Насрулаевой. Она сплотила коллектив, а я сделал так, чтобы она улыбалась.

– Абдурахман Джафарович, у вас увлекательная жизнь. А есть то, о чём вы мечтаете?

– Единственное, о чём я мечтаю, это чтобы мои дети и внуки не ушли из жизни до меня. Чтобы они прожили такую же яркую и интересную жизнь, как я. Давай всё-таки я спою тебе о ней. Моя Меседу не обидится!

* Название двухструнного музыкального инструмента коренного населения Дагестана.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах