В столице Дагестана планируют открыть платные муниципальные парковки на нескольких улицах города. Пока в качестве эксперимента, от результатов которого зависит будущее этой идеи. Но поможет ли нововведение спасти город от пробок?
У нас такое «не прокатит»?
Платные парковки в Махачкале обустроят до конца года, и до февраля следующего года они будут работать в пилотном режиме, говорится в постановлении мэра Махачкалы Юсупа Умавова.
«Парковки будут работать платно ежедневно с 8:00 до 20:00, включая выходные дни, кроме официальных праздников. Платить надо будет 50 руб./час, – рассказал заместитель мэра Махачкалы Рустам Магомедов. – Площадь парковки – около 6 тыс. кв. метров. Объекты планируется открыть на улицах Батырая (район рынка №2), Толстого, Коркмасова, Абубакарова, всего 492 машино-места. Мы рассчитываем тем самым увеличить пропускную способность улично-дорожной сети, сбалансировать трафик и пополнить бюджет города. Оборудование устанавливается по концессионному соглашению. Махачкала не тратит на это деньги. Платежи пойдут на развитие города».
По его словам, платные парковки откроют на муниципальной территории, как это делают и в других городах.
«Уже разработано соответствующее мобильное приложение и сайт для оплаты. Бесплатно можно будет парковаться инвалидам, пожарным, полицейским машинам, автомобилям скорой помощи, спасательных и аварийных служб», – добавил Магомедов.
Автолюбители восприняли новость по-разному: кто-то скептически, а кто-то оптимистично.
«Сначала стоило бы собрать оплату с тех стоянок, что уже работают, прежде чем строить новые, – считает автолюбитель Муса Гаджиев. – В Москве такое «прокатит», а здесь – нет. Думаю, эффекта не будет. Наоборот, начнётся массовое недовольство мэрией. Игра не стоит свеч!»
Парковки – хорошее решение проблемы, считает другой житель Махачкалы – Заур Ибрагимов, который крутит баранку уже 15 лет.
«Будет удобно. Учитывая, что на рынке люди ходят не целый день, а от силы пару часов, цена не шибко будет бить по карману. Да и головной боли, где припарковаться, не будет. Заехал на стоянку, оплатил и спокойно пошёл закупаться, не кружась вокруг рынка в поисках свободного места», – уверен Ибрагимов.
Заполонят улицы
Кандидат политических наук Мурадгаджи Омаров полагает, что жители Махачкалы воспримут нововведение как новый вид поборов.
«Лично у меня негативное отношение к этой идее. Возле рынка в центре города днём собирается далеко не самая обеспеченная часть населения, студенты, – поясняет он. – Ближайшие дворы, скорее всего, будут заполняться машинами. И если даже люди будут платить, это не гарантирует наличие свободных мест на парковке».
Такого же мнения придерживается экономист и политолог Эдуард Уразаев.
«Можно предположить, что в Махачкале хотят реализовать прогрессивный опыт других городов, но, наверное, там широкие улицы и много свободных площадок, позволяющих создавать парковки без ущерба для пропускной способности улиц и комфорта жителей, – говорит эксперт. – А здесь планируют использовать участок улицы им. Батырая, который в ходе ремонта 20 лет назад расширили под парковку для рынка, и сейчас там стоят преимущественно автомобили продавцов фруктов и овощей. Что будет, если все торговцы и снабженцы начнут парковаться на соседних улицах, где и сейчас автомобили стоят и на дороге, и на тротуарах?
Правильно, что проектом предусмотрен тестовый период. Это поможет выявить, какие могут быть негативные последствия. Результаты эксперимента надо будет изучить, провести подсчёты потока автомобилей в разные периоды времени. Но, думаю, эффект от этого нововведения сразу проявится в социальных интернет-сетях и мессенджерах. Если будет много недовольных, будут жаловаться жители прилегающих районов и покупатели, то надо будет искать другие варианты решения проблемы пробок».