287

«Мама, я хочу джихад». Как подростки попадают под влияние террористов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ Далеко не уедешь 06/10/2021

Увы, распространение современной идеологии терроризма в молодёжной среде на сегодняшний день становится опасным социальным явлением в обществе. «АиФ Дагестан» в №23 («Фанаты джихада») писал о том, что в Дагестане немало тех, кто поддерживает и сочувствует запрещённым организациям. И таких, по официальным данным, порядка 30 000 (!) человек в регионе.

Наиболее уязвимая среда для проникновения идей экстремизма – это студенты и учащиеся образовательных организаций с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. Наиболее опасный возраст вхождения в поле экстремистской активности – подростки от 14 до 22 лет, говорит социальный педагог, отличник образования РД и эксперт Общественной палаты РД Эльза Бегеева.

Эльза Бегеева
Эльза Бегеева. Фото: 50mkou.dagestanschool.ru

О, это страшное слово...

«АиФ Дагестан», Ума Саадуева: – Эльза Бегеевна, вот живёшь себе спокойно, воспитываешь ребёнка, и вдруг твой сын говорит: «Мама, я ухожу в ИГИЛ*», а ещё хуже – этого не скажет и просто исчезнет. Кто виноват и что делать?

Эльза Бегеева: – Среди причин распространения идеологии терроризма в подростковой среде специалисты выделяют низкий культурный уровень подростков, недостаточную общую и правовую культуру, культуру быта, досуга и человеческих отношений, социальную и правовую незрелость, недостатки воспитания и обучения, неразвитость коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, низкую самооценку. Именно поэтому важную роль в предотвращении распространения экстремистских настроений в подростковой среде играют образовательные организации. В школах и должна вестись активная работа по выработке у учащихся навыков толерантности через урочную и внеурочную деятельность, организацию социально приемлемых форм проведения досуга учащихся.

В первую очередь нужно формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом, немаловажную роль играют гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений и создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа. Необходимо формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей. Нужно стараться создавать условия для межнационального общения, содействовать укреплению межнациональных культурных связей.

– Как так получилось, что в 2019 году 14,5% опрошенных учеников и 9% учителей в школах региона поддерживали участие дагестанцев в «Исламском государстве»*? Значит, в школах не проводятся эти мероприятия?

– Неправда, они проводятся. У нас проходят регулярно мероприятия, посвящённые дням воинской славы и памятным датам России, классные часы и беседы гражданско-патриотической направленности («Историческое прошлое России», «Государственное устройство и символы России», «Национальные праздники и обряды», «Природа России и экология» и др.), выставки или стенды «Никто не забыт, ничто не забыто», «Исторические события России», «Выдающиеся деятели истории». По возможности нужно проводить педагогические дни с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъ­ясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности.

Необходимо пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образ жизни, это организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий. Элементарно создать творческую атмосферу для ребёнка совместно с вами.

Признаться, за точность данных я ответить не могу, ещё надо выяснить правдивость того, что некоторая часть учителей поддерживает ИГИЛ*.

В зоне риска

– Можно ли как-то распознать тех, кто наиболее подвержен риску?

– Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всех обучающихся, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска (см. инфографику). Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодёжь в «зоне риска»). Таким кругом вполне могут стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

– Что мне как матери делать, если я заметила у своего ребёнка подозрительное поведение?

– Нужно говорить с ребёнком о том, что ему важно. Не конфликтовать, не спорить, а выслушать внимательно и показать, что вы не враги. Тогда в какой-то момент ребёнок может дать существенно важную информацию.

Работа с убеждениями – тонкая вещь. Это то, во что человек верит. Если родители будут говорить про то, во что ребёнок верит, что это обман, то он просто скажет: «Вы ничего не понимаете, вы тупые, старые и разговаривать с вами не хочу».

Нужно беседовать с ним о терроризме, экстремизме, точнее об опасности данных организаций. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном.

Фото: АиФ

– С какого возраста нужно контролировать ребёнка?

– Вы несёте ответственность за ребёнка с самого его рождения. Особенно требует внимания молодёжь подросткового возраста, примерно с 14 лет, когда начинается становление самостоятельной личности. Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребёнка под влияние пропаганды экстремистов. Разговаривайте с ребёнком. Вы должны знать, с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обеспечьте досуг ребёнка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения. Контролируйте информацию, которую получает ребёнок. Обращайте внимание на то, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ – мощное орудие в пропаганде экстремистов.

Осторожно, вербовка!

– Почему подростки ведутся на сомнительные группировки?

– Дело в том, что подростку очень важно состоять в группе и иметь какую-то идеологию. Пока ребёнок маленький, родители говорят ему, что и как нужно делать. Позднее, в подростковом периоде, они начинают задаваться вопросами и иногда выступать против родителей. Начинается некий бунт. Именно в такие моменты ребёнку бывает не на что опереться, тогда и активизируются секты и другие противоправные организации. Они предлагают чёткую идеологию, определяют место подростка в группе. Там ребёнок снова понимает, кто главный, что будет дальше, что делать, кто его враг. Защищённость юноши или девушки в такой ситуации зависит от того, насколько он нашёл свое место, насколько доверительные отношения в его семье, чувствует ли он стабильность в своей жизни. Если вышеперечисленные факторы отсутствуют, то риск попасть не в ту компанию выше. Если ребёнок подался «не туда», скорее всего, перед этим он прошёл путь неблагоприятных отношений в семье.

– Какие первые признаки того, что подросток выбрал «путь джихада»?

– Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии: его/её манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика, резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определённой субкультуры. На компьютере оказывается много сохранённых ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистско-политического или социально-экстремального содержания, псевдонимы в Интернете, пароли и так далее носят экстремально–политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребёнок попал под влияние террористических организаций, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнётся на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определённых целей. Обязательными условиями такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы. Самое главное – будьте более внимательны к своим детям!

* запрещённая в России террористическая организация

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах