aif.ru counter
357

Made in Derbent: Большие надежды древнего города

АиФ-Дагестан

Древний город в последние два года находится в информационных трендах. Приход в Дербент человека из команды богатого и столь же популярного дагестанца Сулеймана Керимова резко повысил «котировки акций» южной столицы республики. Городу нужен был честный и энергичный сити-менеджер. Глава Дербента Хизри Абакаров говорит, что «пришел в город с молитвенным ковриком», намекая на то, что равнодушен к земным благам и  личному обогащению, которое было негласной целью всех крупных чиновников, овладевших «перспективным» креслом. Кроме того, этот посыл нового мэра древнего города можно было воспринять и как готовность к открытому обсуждению наболевшие проблем городской инфраструктуры, честно выполнять миссию по возрождению города из управленческого хаоса и пепла. Контуры древнего города, казалось, заложены временем: это туризм. Но городу кроме туризма и инфраструктурного обновления необходимы другие точки роста. Без новаторских подходов эти точки невозможно ни создать, ни развить.

Дербент начинает новую историю

Дербенту, действительно,  нужна была тотальная ревизия хозяйства. Запредельная коррупция, самовольные и алчные технологии  разрушения города, которые подпадали как минимум под уголовную статью «о превышении полномочий»: происходило медленное убийство всего того, что представлял собой некогда славный древний город. На это отношение наслаивалось и то, что южная столица бюджетировалась довольно скудно, что не могло решить из-года в год усугублявшихся проблем. В таких условиях нельзя  было говорить о сколь-нибудь достойном развитии. Традиции самого древнего города России, города трех религий, а некогда и города знаний и ремесел, оказались задвинуты и уничтожены. Образование было представлено многочисленными филиалами вузов, которые, откровенно говоря, превратились в окна по выдаче дипломов о высшем образовании. Проблемы ЖКХ, отсутствие качественной воды, дорог, парков, городские поселки, годами не получавшие внимания со стороны мэрии. Город стремительно катился в культурную, образовательную, и социально-экономическую пропасть.

В своем выступлении во время представления нового мэра города, впервые представший перед дагестанской публикой, знаменитый российский миллиардер Керимов Cулейман, уроженец Дербента, говорил о рабочих местах и новых идеях. Говорил он об этом, потому что простые дербентцы в соц.сетях то и дело предлагали, нет, требовали новых рабочих мест, заводов и фабрик. Но Керимов в свою очередь отметил, что новые рабочие места, заводы и фабрики  без привязки к новым идеям, инициативам и новациям просто невозможны. С тех пор прошло два года, однако комментарии про заводы, фабрики и рабочие места не утихают, и даже усиливаются; и от руководства города горожане требуют практически невозможного в данных условиях.  Ибо развитие невозможно без главного: новаций и новых революционных идей на службе городу.

Размышляя над вектором развития, известный экономист Маир Пашаев, уроженец Дербента,  считает, что для древнего города важно сохранить то, что есть, а не проводить политику «реставрации со взломом». Это очень важно для древнего города. Потому что архитектурно все новое наслаивается на старое, и сохранить старину очень важно.

19 ноября 2019 года Дербент получил Мастер-план города, Стратегию-2040 и Программу экономического развития. Древний город приступил к поэтапной реализации стратегических документов, которые в скором времени преобразят облик города.

«Но пока город занят камнем, асфальтом и песком, то есть инженерными коммуникациями, то есть, занят тем, что под землей; асфальтировано с два десятка улиц в этом году. Больших изменений хотя и нет, но есть проекты, их около 100. Бюджет города увеличился, сейчас он составляет 1,5 млрд. руб., но сверх бюджета по программе добавляются еще суммы в 4-5 млрд. руб.  в год, - напоминает М.Пашаев, -  В итоге,  по истечении срока, конечно,  Дербент должен быть совершенно другим городом, это и грандиозные стройки, и набережная, которая будет доведена до 12 км, а это вся прибрежная черта города».

Пашаев в ходе беседы с мэром города Хизри Абакаровым сделал акцент на создание рабочих мест, однако сам экономист отмечает, что для их создания нужны инвестиционные средства, а все рабочие места, которые сейчас создаются – это временные места в строительной и агро-сферах. Но объектов, которые могли бы кардинально решить проблему занятости, пока нет, хотя их создание и предполагается.  Мировая тенденция такова, что количество рабочих мест в реальном секторе экономике сокращается, а те, что появляются -  создаются в социальной и некоммерческой сферах. Это тот резерв, который еще не использован, в сфере самозанятости, предпринимательстве. Если город получает 28 млрд, то очевидно, что он улучшится на глазах, и это притянет предпринимателей, в  том числе в сфере туризма, общественного питания, изготовления сувенирной продукции. Хотя программ создания рабочих мест нет, но их появление предопределено теми преобразованиями,  которые в ближайшее время будут  происходить в городе. И Дербент, в этом смысле, впереди всей республики».

Новации в Дагестане

Руководитель Лаборатории новаторских инициатив Уллубий Халидов, имеющий более  20 лет опыта инновационной деятельности, говоря о реалиях и перспективах развития новаторских идей в Дагестане (то есть воплощении этих идей в рыночные инновационные конкурентоспособные на мировом рынке продукты), отмечает, что в настоящий момент они довольно сомнительны.

«Федеральные органы власти в этой нише представлены в республике  слабо, а наши республиканские и муниципальные власти вообще здесь не работают, так как нет соответствующих строк в бюджете и специалистов. Поэтому в системном развитии и реализации инновационного потенциала республики нам остаётся рассчитывать только на крупных дагестанских бизнесменов, в которых объединились несколько важных качеств: они понимают важность развития этого процесса для будущего республики, желают развивать этот процесс в Дагестане, имеют соответствующие финансовые возможности (я бы оценил эти расходы примерно в 15-25 миллионов рублей в год) и готовы тратить свои деньги, фактически становясь венчурными филантропами. И при этом они понимают, как это делать в текущих условиях, как использовать те инструменты, которые успешно используются в мире и России. Без таких частных инвесторов-визионеров перспективы системного развития новаторских идей и инноваций в Дагестане в текущих условиях видятся нулевыми, а без инновационного развития такими же печальными видятся перспективы развития всей экономики Дагестана», - говорит У.Халидов

Дербент открывает ворота для технологий

О том, что ставка исключительно на туризм имеет свои риски, говорят многие эксперты, среди них и генеральный директор Корпорации развития Дагестана, молодой топ-менеджер Артур Алибеков. Структура с недавних пор открывает новую историю своей деятельности. Алибеков лоббирует развитие  в Дагестане технологий «зеленой энергетики» и IT: с руководством города он как-раз обсуждал перспективы древнего города и считает, что Дербент имеет огромнейший потенциал для развития туризма, что обусловлено и географией, и историей города, и это при должном развитии городской среды, может стать существенной частью экономики города.

«Но мы также понимаем, что экономика, основанная только на туризме, уязвима и пандемия нам это показала. Такая экономика  очень нестабильна, - отмечает Алибеков, -  Если рассматривать развитие городской среды и те проекты в области «Умного города», которые потихоньку появляются  в Дербенте и  тот акцент, который делается на туристическом секторе,  мы понимаем, что Дербент может быть интересен для такой сферы как IT. Общаясь с нашими специалистами в этой сфере в регионах России и за рубежом (и их, кстати, очень немало) мы поняли, что они готовы вернуться, если им создать надлежащие условия, где они могут продолжить свою работу, свои проекты. А это, между прочим, очень сильный, с точки зрения налогов и рабочих мест, агрегатор. Когда мы говорим о том, чтобы балансировать между туризмом и IT, мы предполагаем, что это должны быть бизнес-офисы, акселераторы, которые будут помогать им усиливать свои проекты; это должны быть меры поддержки в виде бизнес-инкубаторов для стартапов.

Понимая, что у Дагестана большой незадействованный потенциал IT-индустрии,  в этом году мы от Корпорации разработали проект закона и утвердили положение о снижении ставки налогообложения по упрощённой системе  с 6% до 1% для этой сферы. Это одна из мер, чтобы притягивать IT-кадры в Дербент, и в этом смысле древний город очень перспективен. То, что делается в Дербенте для городской среды, в целом стимулирует и создание условий для возвращения наших специалистов.  Эта работа будет продолжена».

Вопрос, о том, что же предложить Дербенту в сфере IT или каких-нибудь инноваций, может подвиснуть, но не в случае с нашим собеседником. Уллубий Халидов автор совместных с отцом, известным изобретателем, новатором Гамидом Халидовым более десятка новаторских разработок.

Размышляя, как и Алибеков над рисками туризма, Уллубий Халидов уверен, что у руководства города Дербента обязательно должен быть «план Б». Хотя, это, безусловно, нелёгкий вопрос, Халидов считает, что параллельным туризму планом должно стать развитие инноваций в городе. Необходимо через правильные инструменты развивать и задействовать инновационный потенциал горожан, в основном молодых, и именно они будут через год, три, пять предлагать идеи, проекты, стартапы, и  воплощать их в инновационные продукты и услуги,  открывать конкурентоспособные на разных рынках компании и создавать новые рабочие места в городе. Халидов уверен, что это единственно верное стратегическое решение в текущих условиях, когда надо относительно недорого и при этом сравнительно быстро начать получать результат.

Надо сказать, что Уллубий Халидов как специалист уже известен руководству Дербента. Несколько встреч по теме развития инновационной инфраструктуры проходили у него с представителями городской администрации в 2019 году. Халидов предлагал древнему городу проектно-образовательный центр с двухуровневой системой развития «Наука-Техника → Инновации», включая и инкубатор стартапов, и астрономическую обсерваторию  (проект «Южный бастион»), активно участвовал в конкурсе по созданию Мастер-плана города.

Звезды вот-вот сойдутся, инвестиционные средства и инновационная мысль найдут друг друга в древнем городе. Как известно, с 2019 года в Дербенте по инициативе сенатора Сулеймана Керимова и руководителя благотворительного фонда «Иман» Фирузы Керимовой создаётся Инновационный образовательный центр, и в мае этого года во время презентации его концепции главе Дербента Абакарову было объявлено о создании бизнес-акселератора в этом центре. Это стало первым шагом и  самым важным на пути развития инноваций – акселератор стартапов в Дербенте заложен!  Как считает, Халидов, самое главное сейчас, это с первых шагов правильно задать работоспособную концепцию функционирования данного акселератора. А при правильном подходе этот дербентский акселератор стартапов, уверен Уллубий Халидов, является  единственным шансом в обозримом будущем для талантливой молодёжи Дагестана проявить себя и внести свой вклад в его экономику. Акселератор должен стать стратегическим центром развития города, а в будущем, возможно, и всей республики.

Однако на данном этапе разработка концепции Центра проходит, практически в закрытом от общественности режиме, так что оценивать реализацию этого проекта можно разве что по редким и скупым строкам новостей по теме. Напротив,  разработка Мастер-плана Дербента проходила в максимально открытом формате, так что любой участник  имел возможность делиться своими идеями с конкурсантами, а многие из этих местных идей принимались.

Уллубий Халидов в беседе с обозревателем «АиФ Дагестан» предлагает разные идеи для нового инновационного имиджа города. Хорошо было бы, если их услышали руководители и идейные вдохновители Инновационного образовательного центра,  согласно концепции которого,  запланировано множество интересных научно-технических направлений, среди которых в презентации центра были обозначены сферы IT, Эколого-территориальное направление, Сад эко-технология / Оранжерея, Биомедицинское направление, Нейротехнологии, Промдизайн и материалы будущего, Астрономическая обсерватория. В свою очередь, новатор предлагает включить сюда и Судомодельное направление с будущим прицелом на малое инновационное судостроение, так как Дербент не просто должен снова выйти в Каспийское море с помощью причала и туристических круизов, но и использовать море на благо своей экономики, готовя свою молодёжь к инициации морских инноваций.

Халидов считает, что запланированная в Инновационном образовательном центре Астрономическая обсерватория должна стать не только наблюдательным пунктом, а довольно серьёзным инструментом с интересными актуальными мировыми задачами. Это поиск и наблюдение за потенциально опасными астероидами и вспышками на Солнце, это и астрофотография. Можно попробовать собрать наноспутник-кубсат DerbentSat-1 с полезной нагрузкой и подготовить его для запуска на орбиту, как это сделали учащиеся сочинского центра «Сириус» в 2018 году. А обсерваторию назвать в честь известного дагестанского астронома XVIII века Исмаила Эфенди из села Шиназ (Исмаил Шиназский), первого в Дагестане создателя астролябии и обсерватории.

Ковроткачество – возвращение к корням

Думается, что смысл развития инноваций в Дагестане состоит в том, чтобы в итоге предлагать такие проекты, которые бы приносили пользу людям, решая их реальные проблемы, и при этом, по возможности, имели глобальный экономический выхлоп.

А когда инновации идут бок о бок с традицией, так это вообще здорово. Необходимо оттенять имидж города, республики через накопленный опыт и традиции.

Поэтому возник резонный вопрос, какие же инновационные проекты «здесь и сейчас» предлагает Дербенту Лаборатория новаторских инициатив? Ее руководитель Уллубий Халидов постарался максимально сжато и доходчиво на него ответить.

«У нашей Лаборатории новаторских инициатив есть несколько таких инновационных проектов. Сейчас мы могли бы предложить для Дербента два из них.  Первый проект связан с ковроткачеством в Дербенте. В последнее время эта тема активно обсуждается в Дербенте ввиду имеющегося большого исторического наследия в этой области. Известный ювелир, создатель мирового бренда «German Kabirski» Герман Сефербеков  недавно предложил создать в городе музей ковра, а администрация города планирует  возродить на улице Мамедбекова ранее существовавший здесь ковровый рынок. Но, несмотря на богатую историю, как видим, сегодня ковры Дербента потеряли былые рынки сбыта, и экспертами отмечается, что серьёзно конкурировать, представляя  привычные ковры будет сложно.

Мы предлагаем Дербенту зайти на этот рынок немного с другой стороны, а именно с новым подходом к производству в Дербенте и продажам во всём мире молитвенных ковриков под брендом Derbent Sajjada (Дербентские молитвенные коврики). Это действительно инновационный продукт, по нашим данным не имеющий на сегодня аналогов в мире. Сразу скажу, в них нет никаких электронных элементов, это почти привычные коврики, но с новаторским подходом к их производству и продажам. Мусульмане в России сейчас покупают молитвенные коврики производства Саудовской Аравии, Турции, Китая и других стран. Реализация нашего проекта позволит наоборот, продавать дербентские коврики в Мекке, Медине, Стамбуле и других городах, конкурируя с другими производителями. То есть проект, по нашему мнению, имеет большой экспортный потенциал, что является одним из важных элементов инновационного продукта. Через бренд Derbent Sajjada международный рынок может гораздо легче узнать о Дербенте, как о центре ковроткачества, что в свою очередь позволит усилить узнаваемость и продажи традиционных ковров, производимых в городе, а это должно увеличить их производство и рабочие места в городе. Этот проект можно запустить в течение 6-9 месяцев».

ДербентФото: russian.rt.com

Безопасные бизнес-джеты

«Второй проект DAPS Rescue связан с высокими технологиями. Это концепция инновационной системы спасения пассажиров, экипажа и грузов малых и средних бизнес-джетов (бизнес-самолёт или административный самолёт). Решаемая проектом проблема является актуальной. В прошлом году на мировой рынок вышел первый в мире реактивный бизнес-джет Vision Jet SF50 производства американо-китайской компании Cirrus с встроенной системой спасения. Этот 5-7 местный самолёт лёгкий, меньше трёх тонн, поэтому в систему спасения встроен один парашют, который может безопасно опустить этот бизнес-джет целиком на землю в случае аварии. Наша концепция предусматривает систему спасения более тяжёлых бизнес-джетов (где один парашют не справится с целым самолётом), которая в случае аварии разделит самолёт на две части, каждая из которых опустится на отдельном парашюте. После успешной «обкатки» этого способа, можно будет расширять его применение до ещё более тяжёлых бизнес-джетов и обычных пассажирских самолётов, которые нужно будет разделять на три, четыре и более части в зависимости от массы разделяемой части и мощности парашюта. Проект предусматривает международную кооперацию компаний (учитывая имеющийся опыт), а в Дербенте нами предлагается создать производство, как минимум, средств разделения (удлинённых кумулятивных зарядов) для этой системы спасения, а возможно, и всего модуля системы спасения, учитывая то, что в России имеются серьёзные наработки в этой сфере. Далее эти произведённые в Дербенте компоненты системы спасения будут транспортироваться к месту сборки этих новых бизнес-джетов (на этом этапе сложно говорить о производстве самих бизнес-джетов в Дербенте, но в будущем, почему бы и нет?!). Думаю, в течение двух лет после запуска проекта можно будет провести прототипные испытания на земле и воздухе, показав принципиальную возможность разделения самолёта на две части и спуска этих двух разделённых частей на парашютах. А это уже революция в спасательной сфере самолётостроения за сто лет её существования!

Проект далеко не фантастичен, как может показаться. В Казани давно производят модули для спасения лёгких самолётов, а у нас в Дагестане на КЭМЗ планируют производить лёгкие самолёты с встроенной системой спасения (оба применяю концепцию спасения одним парашютом всего самолёта). Совокупность имеющихся на сегодня на рынке факторов в этой и смежных сферах явно сигнализирует о том, что концепции по разделению в воздухе самолёта на части и безопасного спуска этих частей на парашюте подошли к эпохе своей реализации. Мы же, уверены, что наша концепция является самой оптимальной, практичной и быстро реализуемой. Почему бы Дербенту не стать инициатором такой важной для авиапассажиров всего мира новации? Уверен, что необходимо ставить подобные амбициозные задачи, которые соразмерны процессу текущего грандиозного обновления Дербента.

Вот два инновационных проекта, которые мы можем предложить для будущего бизнес-акселератора стартапов Дербента, и которые могут стать реально работающими примерами развития глобальных инноваций в городе».

Вместо эпилога

Древний город с богатой и славной историей ну просто не может быть на задворках экономики, истории, культуры, инноваций. Знание и ремесла в древнем городе  исстари удивляли, притягивали, были точками роста. Дербент был одним из значимых торгово-ремесленных, научно-образовательных и морских центров мусульманского Востока. Хотя ислам здесь никогда никого не нагибал, не подавлял не преследовал. Мусульмане мирно уживались с христианами и иудеями. Это был многоязычный, толерантный, культурно-пестрый, интернациональный, дружный город, всегда мыслящий здраво и разумно. Город, открытый новому: инновационным и революционным преобразованиям. Сейчас древний город на своем очередном историческом витке: сейчас все, кто неравнодушен к славному городу, рисуют его будущие контуры, то каким он станет лет через десять, двадцать,  тридцать. Каким его примут наши дети, внуки и правнуки? Будут ли здесь уважать знания и новые технологии, как в те времена, когда Дербент был северными воротами Халифата? А еще, Дербент, как известно, город сакральный, здесь жили и умирали великие ученые и праведники, и в нём похоронены сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. И меценат, дербентец Сулейман Керимов уже выделил средства на реконструкцию кладбища Кырхляр, которое вошло в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

С учетом всей истории и преобразований, в древнем, славном городе нужно быть очень тонким в управлении.

И одна из важных задач – это вспоминая традиции сделать шаг в будущее; сделать всё возможное в текущих непростых условиях, чтобы горожане имели достойный уровень жизни, могли радоваться успехам города и вносить свою лепту в его развитие, в его новую историю, где  инновации, безусловно, должны найти свое достойное место в развитии Дербента.

Абакаров и его команда задали высокую планку преобразований Дербента и в этом смысле, у них непростая ноша. Сам мэр пришел в город как человек популярного дагестанца, мецената и благотворителя Сулеймана Керимова и от него ждут новых, зачастую, нестандартных, революционных решений. Легко  прийти в город, но можно остаться в его истории не только как инфраструктурный преобразователь. Хизри Абакаров после решения всех поставленных амбициозных задач может уйти с новым молитвенным ковриком  – возможно купленным в Мекке с греющим душу логотипом на этикетке: Made in Derbent.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах