128

Как это по-русски? Зачистят ли города от латиницы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ Дагестан Последняя капля 04/11/2020

Пользователи интернета в Дагестане всю последнюю неделю выясняли, действительно ли из названий кафе и магазинов уберут названия на иностранных языках. Якобы такое поручение дал врио главы республики. В сети появилось видео с соответствующим высказыванием Сергея Меликова. Новость даже попала в эфир «Вечернего Урганта». Что оказалось ложью, а что правдой, вы­яснили корреспонденты «АиФ Дагестан».

Вместо Sunrise – «Рассвет»

Ведущие известной передачи Иван Ургант и Дмитрий Хрусталёв сообщили телезрителям, что первым делом новый руководитель приказал переименовать кафе.

«Понятно, что в Дагестане, как и в любом регионе России, много наболевших, острых социальных тем, вопросов. И приятно, что новый глава региона сразу занялся главной темой – это латинские названия кафе и ресторанов», – весело вещал Иван Ургант в эфире своей передачи от 27 октября.

Подвоха поначалу не заметили – ведь Меликов действительно говорил подобное, вот только было это ещё пять лет назад. Видео было снято ещё в 2015 году в его бытность полпредом президента РФ в СКФО. Тогда Сергей Алимович порекомендовал использовать родной язык при выборе названия общественных мест. Мол, так патриотичнее. «Других букв нет, кроме латинских? Когда всё зло идёт оттуда», – говорил Меликов, призывая называть точки общепита, например, так: «Дербентские огни», «Дагестанский рассвет». И, кстати, в той ситуации совет был вполне к месту – речь шла о праздновании 2000-летия Дербента. Тогда в Дагестане с Меликовым согласились, рекомендации приняли к сведению и выполнили.

Фото: Пресс-служба администрации Махачкалы

Рекламе – бой?

Любопытно, что эта новость «с бородой» совпала с развёрнутой мэрией Махачкалы кампанией по зачистке улиц от рекламных конструкций, размещённых с нарушением правил. Не обошлось без конфликтов с бизнесом. Администрация одного из магазинов опубликовала в Instagram сообщение о том, что реклама на световом коробе была демонтирована без их ведома, при этом был повреждён световой короб, на котором размещалась вывеска.

«Это плановая работа администрации города, ещё в июне было разослано уведомление владельцам помещений о необходимости демонтажа рекламы, портящей облик города. Все сроки исполнения прошли, владельцы помещений никак не отреагировали и не исправили ситуацию, поэтому и были демонтированы рекламные конструкции, которые не соответствовали утверждённой схеме размещения, а не вывески с названиями магазинов», – пояснили в пресс-службе администрации города.

Как добавили в управлении торговли, предпринимательства и рекламы администрации Махачкалы, рекламу демонтировали в рамках закона, в связи с истечением срока действия ранее выданного предписания. В пресс-службе администрации отметили, что работа по демонтажу рекламных конструкций будет продолжаться до приведения всех рекламных конструкций и вывесок в нормативное состояние.

Кстати, в одном из магазинов популярного бренда кроссовок в Махачкале рассказали, что минувшей ночью неизвестные без объяснения причин сорвали их вывески с названием на латинице. Администрация магазина считает, что имело место не хулиганство, а указания местных властей, которые ранее заявили о борьбе за чистоту архитектурного облика дагестанской столицы.

Однако мэр Махачкалы Салман Дадаев опроверг эти слухи и заявил, что чиновники мэрии не имеют отношения к происходящему. «Если у магазина есть вопросы, пусть обращаются в полицию», – отметил мэр.

Фото: Пресс-служба администрации Махачкалы

Мнение эксперта

Архитектор Ренат Абдуллаев: 

«Реклама давно уже не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали», - сказал однажды «маэстро мировой рекламы» француз Жак Сигел. Реклама на иностранном языке есть по всей стране, но, как патриоты, мы должны своё популяризировать, в этом смысле я согласен с главой республики.

Реклама у нас везде, но то, что нам нужно, не видно, а что не нужно – выделяется. К примеру, я не видел в хорошем смысле рекламы участников Великой Отечественной войны или медработников.

А ведь она не только подсказывает нам стандарты поведения в той или иной ситуации, но и в значительной степени определяет мораль общества и его этические параметры. Реклама неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру, показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации. Определяет, что хорошо и что плохо. Она воспитывает, наконец. У нас же с этим пока хаос и над этим стоит задуматься».

Оставить комментарий (1)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах