С 29 октября выросли тарифы на утилизационный сбор для импортных автомобилей, приобретённых в этом году. Борьба с перепродажей авто привела к недовольству граждан. В редакцию обратились жители Дагестана, купившие автомобили для личного пользования. Им придётся продавать транспорт или брать кредиты для оплаты сбора, ведь он стал в 250 (!) раз больше.
«Мы не бизнесмены — мы семьянины»
Утильсбор взимается с импортёров, производителей или покупателей за переработку автомобиля после его использования. Это одноразовый платёж. 29 октября 2023 года вступило в силу постановление правительства России, которое меняет порядок уплаты утилизационного сбора на транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. Независимо от того, как приобретался автомобиль — на аукционе или у частного лица, — придётся платить, сообщили на дагестанской таможне.
«Я купил машину в Киргизии в начале июля и привёз в Махачкалу, — говорит Мурад Гайирханов, — Она требовала ремонта кузова. Документы выдают, только когда автомобиль в исправном состоянии. Если раньше я заплатил бы 3400 рублей как физлицо, то теперь я, как коммерческое лицо, должен буду отдать 840 тысяч рублей — в 250 раз больше. Между тем машина, перевозка и ремонт обошлись мне в 3 млн рублей».
Абас Джафаров тоже купил машину в Кыргызстане, после чего у него начались такие же трудности.
«Машина была зарегистрирована на гражданина Кыргызстана. В ГИБДД перерегистрировали на моё имя, и я своим ходом добрался до Махачкалы. Но 29 октября этого года вступили в силу поправки по утилизационному сбору. Теперь, купив автомобиль за 1,7 млн рублей, я обязан заплатить 1,3 млн рублей. Мы не коммерсанты, не занимаемся продажей автомобилей, покупали авто для своих семей. Говорят: берите кредит. Брать его у меня нет возможности — на мне два уже есть, а больше и не хочу», — возмущается Джафаров.
Последнее повышение утильсбора было в 2020 году. Но раньше увеличения никто этого не замечал, поскольку суммы добавлялись небольшие. Сейчас же произошёл резкий скачок.
Экономический саботаж
![](https://aif-s3.aif.ru/images/034/617/67c293b0665d496ac87b1adc3c5283e4.jpg)
Автоюрист Магомед Гомбаев напоминает, что утильсбор для физлиц ранее рассчитывался так: если автомобиль был младше трёх лет, платили 3400 рублей, если старше — 5200 рублей.
«Был не важен объём двигателя и мощность тачки. Такие суммы по карману каждому. Теперь физлица, которые купили авто возрастом до трёх лет для личного пользования и не собираются перепродать в течение года после ввоза, будут платить налог 970 тыс. рублей, если двигатель до 3,5 литра. Если объём больше — 1 млн 235 тысяч.
За машины старше трёх лет — ставки выше. До 3,5 литра двигатель — 1 млн 485 тысяч, более 3,5 литра — 1 млн 623 тыс. рублей», — говорит Гомбаев.
Юрист советует перед приобретением личного транспорта внимательно изучить паспорт автомобиля, узнать, когда он был ввезён в страну.
«Если ещё года не прошло после ввоза машины в Россию, то она обойдётся гораздо дороже. На сайте Федеральной таможенной службы можно ввести номер VIN или кузова и узнать дату ввоза автомобиля в страну. Если в процессе эксплуатации появились какие-то проблемы, „тачка“ сломалась или ещё хуже — разбилась, нет денег на закрытие кредита — можно продать авто. Но если человек пользовался меньше года, то тому, кто купит машину, придётся заплатить остатки повышенного утильсбора, размер которого будет как для юрлиц», — пояснил Гомбаев.