Примерное время чтения: 7 минут
273

Инфекция терроризма: Как проникают в наш дом экстремистские идеи?

В последние годы в Дагестане работа силовиков по выявлению активных участников религиозного экстремистского и террористического подполья, прикрывающихся знаменем «чистого» ислама, проводится системно и целенаправленно. Как отметила секретарь-координатор  Кавказского геополитического клуба Яна Амелина, «Правоохранители внимательно следят за ситуацией и берут под контроль  людей, интересующихся исламским государством (террористической организацией, запрещенной в Российской Федерации), к ним применяются достаточно жесткие санкции, при попытке возвращения они проходят через судебные разбирательства. Жестко работают службы и с людьми, которые оказывают финансовую поддержку исламскому государству, таких людей немало».

Сетевой маркетинг и спящие ячейки

Тем не менее, постоянно, исподволь, незаметно для общества, идёт вербовка и подготовка новых адептов экстремизма, нового «пушечного» мяса – молодых людей, готовых гибнуть за идею, внушенную им салафитскими «имамами».

Ситуация напоминает древние мифы - если отрубить у гидры одну голову, то вместо нее вырастают три. Работа по вовлечению молодежи в ряды салафитов  напоминает методы сетевого маркетинга – она происходит за счёт создания своеобразной пирамиды, когда один человек вовлекает в определенный процесс как минимум двоих, которые, в свою очередь, находят новых участников процесса. В отличие от представителей традиционного ислама, агитаторы ислама ваххабистского толка работают адресно, они находят людей, слабо знающих основы религии и методично обучают их своей концепции, в которой, в частности, оказываются допустимы убийства верующих, земная жизнь ничего не стоит, а самое хорошее ждет в загробной жизни.

Разрастается количество так называемых «спящих ячеек», члены которой могут спокойно жить рядом с нами, не создавая никому проблем, но в какой-то момент, по команде, совершить вооруженную вылазку. По мнению кандидата политических наук, президента Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие.» Саиды Сиражудиновой, «группа риска достаточно большая, информационно-пропагандистская, дистанционная сетевая, и адресная работа на настоящий момент не останавливается, а усиливается».

Сегодня, под давлением силовых структур, эти люди временно затаилась, однако существует вероятность того, что в любой непредсказуемый заранее момент, представители и этой, и так недовольной группы, тем более настроенные и подталкиваемые, могут взяться за оружие. Пропаганда, информационное воздействие, взаимное влияние членов группы, идеология войны против власти, - всё это  играет свою роль.

Руководитель центра «Лига безопасного интернета» Антон Кузнецов сравнивает способ втягивания молодых людей в религиозный экстремизм с вирусной эпидемией: «Для того, чтобы эпидемия прекратилась, нужно решить две задачи: отделить, не допускать контакта между зараженными и здоровыми членами общества; и проводить лечение заразившихся». К огромному сожалению, эпидемия не прекращается, а распространяется по разным регионам России и стран СНГ. Задерживают боевиков в Москве, в Башкирии, в Дагестане. Среди них выходцы и из кавказских республик, и из республик Поволжья, и из регионов Средней Азии.

Террористы в интернет-пространстве

Было время, когда каждому новообращенному исподволь, шаг за шагом внушали основы исламской веры, поначалу довольно последовательно и в соответствии с канонами «традиционного» ислама. И только после того, как человек искренне уверует, и искренне будет обращаться за советами к «имамом» или другому наставнику, начиналась обработка мозгов с помощью неверных толкования сур Корана и хадисов Пророка. Тогда источником террористической пропаганды были конкретные люди.

Сегодня же реальное обучение сменяется виртуальным. Члены ячейки террористов получают свои знания из интернета, в том числе обучаясь в онлайн-режиме. Но прежде чем попасть в эту ячейку, молодой человек проходит долгий путь в социальных сетях. Зачастую общение начинается с обсуждения самых простых вещей в чатах и мессенджерах: в вотсаппе, телеграме, вконтакте. Постепенно тематика бесед меняется – с обсуждения реальных недочётов повседневной реальности разговор переходит на общее устройство мира, появляются рассуждения о религии, которая всё объясняет, и которой надо придерживаться, чтобы достичь довольства Всевышнего и радостей в загробной жизни.

И, наконец, наступает тот момент, когда человек с другой стороны экрана компьютера, который вовлёк молодого человека в террористическое сообщество, становится для него главным учителем, «гуру», слово которого становится непререкаемым Законом. Он и только он всё объяснит и правильно направит, скажет, что делать. И родители, друзья не могут понять, что произошло с парнем, почему и куда он уехал, что произошло  с девушкой, почему она надела хиджаб, «закрылась»? Вроде и парень, и девушка из обычной светской семьи, ни с кем подозрительным не встречались, в дурных компаниях замечены не были. Беда в том, что дурную компанию эти парень и девушка нашли в интернете, даже не выходя из дома.

Можно отметить, что возраст молодых людей, попадающих в сети террористов, в последнее время снижается. Дети старшего и среднего школьного возраста, активно общающиеся в социальных сетях, практические «живущие» в интернете, становятся легкой добычей представителей так называемого «чистого» ислама, которые, кстати, являются хорошо подготовленными психологами.

Точка невозврата

Привлекательность радикально-исламистских организаций для определенной части российской молодежи объясняется следующими факторами: привлекательная идея построения государства абсолютной справедливости и убедительность джихадистской пропаганды сочетаются с низким уровнем религиозной грамотности молодежи,  и недостаточной работы лидеров традиционного ислама с молодежью.

По мнению Яны Амелиной, российское государство проигрывает в идеологическом противостоянии радикальному исламизму: «Россия не дает никакого идеологического ответа на вызовы радикального ислама. Очевидно, что массово поднять российских мусульман на так называемый джихад совершенно невозможно, но формирование идеологической альтернативы является первоочередной задачей.  Странно слышать слова о том, что люди, уходящие на войну, -  это наша беда, наши дети. Они не дети, они преступники, осознанно сделавшие свой выбор в сторону человеконенавистнического направления, и относиться к ним нужно соответствующе».

Чтобы остановить появление новых участников борьбы за «чистый ислам», чтобы прекратить их подготовку любым известным и неизвестным нам способом, чтобы сохранить жизни молодых людей, нужна адресная работа с ними, внедрение в их мозги правильной идеологии. Эту работу надо проводить с теми, кто только встал на скользкий путь, еще не прошел точку невозврата, не запятнал себя преступлением. Это точно такая кропотливая, методичная работа, какую проводят разжигатели религиозного экстремизма, но со знаком «+», в противоположном направлении.

Своевременное выявление «заразы», которая может вызвать за собой эпидемию терроризма, позволит остановить рост числа приверженцев антигосударственного, антигуманного направления в религии. А последовательное и методичное обучение религиозной молодежи основам «традиционного» ислама, приобщение к общечеловеческим ценностям дает возможность полностью вывести молодых людей из «сумрака».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах