Директор департамента интеграционных проектов ГК «Урбантех» Игорь Канатченко на пресс-конференции, на платформе Zoom рассказал дагестанским журналистам, как идет внедрение Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Махачкале, какая работа уже проделана, как наиболее эффективно организовать трафик дорожного движения в городе, и что будет с общественным транспортом.
– Какие задачи города помогает решить (ИТС)?
– В первую очередь, ИТС – это инструмент для решения транспортных вопросов города. Мы помогаем выявить особо сложные участки дорожного трафика, чтобы реагировать на них соответствующим образом. Для этого мы используем датчики транспорта, городские видеокамеры и светофорные объекты. Таким образом мы собираем информацию о текущем состоянии дорожного движения, заглядываем в ретроспективу и получаем возможность оперативно реагировать на усложнение дорожного движения и устранять первопричину.
– Хотелось бы услышать, что сделано на данном этапе?
– В прошлом году был реализован первый этап внедрения ИТС. Проведена большая работа. Мы модернизировали 23 светофорных объекта в центральной части города, установили камеры видеонаблюдения, обзорные видеокамеры и детекторы транспорта. Это улицы Коркмасова, Ярагского, проспекты Гамзатова, Петра Первого. В рамках проекта был организован центр обработки данных, куда стекается вся информация о транспортной ситуации на дорогах.
Параллельно с развертыванием мощностей мы обучили 4 сотрудников городского управления по транспорту и сформировали план работы ЦУДД в круглосуточном режиме. Планируется, что в начале марта ЦУДД заработает в полном объеме, уже идет установка оборудования и организация рабочих мест.
В начале февраля мы запустили режим «зелёной волны» на проспекте Петра Первого, уже есть около 60 тыс. откликов в социальных сетях на изменения в дорожном движении. Очень приятно, что люди это заметили, это говорит о том, что город готов и хочет меняться.
– Сколько всего этапов работ предусмотрено?
–Реализация проекта состоит из трех этапов. В этом году мы завершаем второй этап, а третий этап планируем завершить в октябре 2023 года. В феврале в центре управления дорожным движением завершится монтаж видеостены, будут оборудованы рабочие места, и у городской администрации будет возможность в онлайн-режиме следить за изменением транспортных потоков и оперативно реагировать на аварийные ситуации. В рамках второго этапа мы продолжим модернизацию светофорных объектов в Махачкале.
– Есть ли сложности при внедрении ИТС в Махачкале?
– При внедрении ИТС сложности есть в любом регионе. Например, в Махачкале – это исторически сложившаяся архитектура города. Ленинский район Махачкалы фактически разделен между собой на две части железной дорогой, которую можно пересечь только в двух местах. Поэтому, несмотря на всю автоматизацию системы, предстоит решить логистическую проблему.
Еще одна проблема – это перебои электричества, что выбивает из строя светофорное оборудование.
Третий вопрос – это организация дорожного движения, в том числе на перекрёстках. Мы уже выявили ряд таких проблемных зон, подготовили план и представили администрации города. Наши предложения предварительно одобрены, и мы продолжим эту работу.
– Как вы думаете, сильно ли скажется на автомобилистов изменение разметки дороги, поворотов и работа светофоров?
– Безусловно, внедряя ИТС, мы разрабатываем планы по оптимизации и улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры города и стремимся в первую очередь улучшить жизнь горожан. Наибольший эффект будет заметен при использовании комплексного подхода: важно не только модернизировать светофорные объекты, но и решать вопрос как со «стихийной» парковкой в городе, так и с приоритизацией общественного транспорта, например. Но не стоит забывать, что в каждом городе, где бы мы не работали, есть своя культура вождения, выработанная годами. Важно убедить водителей, что внедряемая система обеспечивает безопасность дорожного движения в первую очередь для них самих.
– Как вы оцениваете инфраструктуру города?
Махачкала, как и положено столице, активно развивается и хочет идти в ногу со временем. Это вполне закономерно. Мы видим большой потенциал для улучшений с точки зрения транспортной инфраструктуры города и приятно, что руководство Республики поддерживает эту трансформацию для создания безопасных и комфортных условий дорожного движения. Батыр Эмеев, врио первого зампреда дагестанского Правительства, дает позитивную оценку нововведениям и всецело поддерживает внедрение ИТС. Как он отметил, «внедренные технологические решения направлены на повышение безопасности и обеспечение комфортного передвижения водителей и пешеходов».
– Помимо ускорения трафика, какие еще меры можно предпринять для улучшения ситуации?
Мы считаем, что для ощутимого эффекта от внедрения ИТС необходимо в первую очередь грамотно эксплуатировать систему. Без надлежащего профессионального управления эта система не покажет свой максимум, и будет крайне сложно оценить ее эффективность. Это будут просто «железки».
Более того, важно расширить географию проекта. Количество жителей растет год от года так же, как и количество личных автомобилей. Необходимо подключить к единой системе координированного управления светофорными объектами как можно больше улиц города. При таком подходе возможно будет в режиме реального времени перенаправлять потоки с загруженных улиц на более свободные и оперативно реагировать на аварийные ситуации.
Дополнительно должен быть решен вопрос с общественным транспортом: необходимо разгрузить улицы от хаотичных парковок, обеспечить ему приоритетный проезд, сделать привлекательным для пользования путем предоставления высокого уровня сервиса и комфорта для пассажиров.
Чтобы граждане оставляли свои машины на Петра Первого или даже на улице Насрутдинова, а дальше уже двигались по городу с комфортом на общественном транспорте.
– На какие регионы стоит равняться в Махачкале при внедрении ИТС?
– На мой взгляд, стоит не равняться, а учитывать опыт других регионов для решения транспортных проблем. Невозможно механически перенести опыт друг регионов, а значит важно проектировать, внедрять и эксплуатировать ИТС с учетом задач Махачкалы, объемов дорожного траффика, состояния улично-дорожной сети и ожиданий горожан.
Важно понимать, что система будет работать, если ее правильно эксплуатировать, обслуживать, содержать и настраивать. Например, сейчас мы тестируем координацию светофоров по текущему объему трафика на четырех улицах, а весной с ростом автопарка на дорогах нагрузка вырастет, поэтому придется изменить настройки АСУДД и подходы к управлению дорожным движением. И это нормально – гибко и проактивно реагировать на изменения ситуации в городе. Со своей стороны мы уже предложили план по решению проблем с дорожным трафиком, расширению и модернизации сети светофоров и готовы сотрудничать с городской администрацией.