Различные распродажи пользуются большим спросом в Дагестане. «Акция!», «Скидки», «Суперцена!» – такими кричащими вывесками пестрят витрины супермаркетов перед новогодними праздниками. Объявления о головокружительном дисконте приглашают к покупке нужного и ненужного. И только после того, как деньги будут потрачены, мы понимаем – экономии-то нет! Есть ли реальная польза от «выгодных предложений», выяснил «АиФ-Дагестан».
Скидочки ждали?
«Зашёл в один из самых крупных гипермаркетов в Махачкале, – рассказывает отец троих детей Магомед Мусаев. – Думаю, как раз скидки хорошие! Набрал продуктов и подарков детям. По моим расчётам, должна была получиться одна сумма, но вышло вдвое больше. И только дома я глянул в чек и ахнул. То, что продавалось по скидке, пробили по обычной цене. Яблочный сок вместо 85 рублей по акции обошёлся в 128 рублей. Ладно, продукты, но и с подарочными наборами обманули! Некоторые конфеты в подарочном наборе просроченные. На здоровье детей наживаться бесчеловечно».
Сладости, мандарины и бутылка шампанского обойдётся примерно в 1000 рублей, да и взять уже упакованное в красивую обёртку удобно. Но многие не подозревают, насколько сильно переплачивают.
«Собранные наборы почти на 50% дороже, но люди об этом не догадываются. Когда фасуют товар по упаковкам, то сладости кладут с истёкшим или истекающим сроком годности. Выбрасывать жалко – это денег стоит. Предприниматель не дурак. На сырах, колбасах, молочных продуктах переклеиваем дату срока действия, скидываем цену, ставим цвет скидки – жёлтый – и вот тебе «вкусная и полезная» еда», – признаётся бывший товаровед крупного магазина Сидрат Хабибова.
По словам экс-сотрудника гипермаркета, жители республики халяву любят, но бесплатного ничего нет.
«Если магазин выставляет огромные скидки, не верьте: тут что-то не так. Например, уценку в 50–70% ставят на товар неходовой или у которого истекает срок годности. Бывало такое, что на один товар мы цену поднимали, а на другой снижали. Казалось бы, акция, распродажа по выгодной цене, а по сути, ничего не поменялось. А народ покупается», – иронично заключает Хабибова, посоветовав мыслить критически.
По словам маркетолога Ирины Меджидовой, разного рода бонусы и уступки в торговом бизнесе невыгодны, без прибыли никто работать не будет.
«За несколько недель до распродаж цены поднимаются, если вы обратите внимание, то заметите: это начинается в сентябре–октябре, а в декабре они «падают», тот же товар вам якобы отдают за полцены в честь всеми любимого праздника. Вот только на деле эти скидки достигают от силы 5–10%. Наценка товара в 100%. Ниже 40% делать скидку магазину невыгодно. Поэтому, чтобы сделать скидку в 40%, надо сначала увеличить стоимость товара, чтобы потом при этом остаться в плюсе. Таких историй много, бороться с такой аферой сложно», – рассказала маркетолог.
Ловушка для лохов
Но и те, кто закупается перед Новым годом, никакой выгоды не получают, уверяют опытные продавцы.
«Скидок по сути не существует, когда люди это поймут, тогда и станут экономнее, наверное. Говорила и буду говорить: в праздничные дни больше «накрутки» на товар, а подаётся всё это под предновогодним соусом. Вы думаете, хозяин такой крупной сети магазинов будет себя в чём-то ущемлять? Он на днях дочку замуж выдал – на свадьбу потратил около 15 миллионов. Угадайте на чьи деньги? На тех, кто не смог угомонить свой потребительский зуд, покупает якобы со скидкой всякое барахло, которым и не воспользуется никогда», – заявляет кассир Мадина Нурмагомедова (имя и фамилия изменены по просьбе собеседницы). Прежде чем совершить, казалось бы, выгодную покупку, проверьте цену товара на разных интернет-сайтах. Новый год – время чудес, но не стоит его омрачать, поверив мошенникам.
Полезно знать
Магазин обязан продавать товар по той цене, что указана в ценнике, и если продавец или кассир отказывается действовать по закону, то покупатель вправе обратиться в надзорные органы с жалобой, говорит юрист Мухаммад Рамазанов.
«Жители региона, особенно приезжие с горных районов, стесняются обращаться в надзорные органы и защищать свои права. Махнут рукой и забудут. А жаль! Это даёт силы и подпитку аферистам нагло обманывать и обдирать людей. Советую не попадаться на уловки мошенников, которых, кстати, хватает не только в магазинах, но и в интернете – они создают копии популярных торговых сайтов, обозначают низкие цены, а простые жители, не проверяя, заказывают товар, оплачивают его онлайн и ждут. Таким образом шарлатаны получают не только деньги за товар, которого не существует, но и данные банковской карты жертвы. Будьте крайне осмотрительны и проверяйте на подлинность сайты, читайте отзывы, номер телефона проверьте, иначе попадётесь», – советует юрист.