Примерное время чтения: 8 минут
77

Финансовая грамотность. Часто задаваемые вопросы налоговым органам

@ ededchechine / ru.freepik.com

Вопрос. Налоговые органы по запросам финансовых органов предоставляют информацию в разрезе юридических лиц о зачете единого налогового платежа в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета.

При этом предоставление информации о произведенных списаниях (возвратах) из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в разрезе юридических лиц, перешедших на уплату единого налогового платежа, не предусмотрено, что приводит к отсутствию полноты информации.

Решение. Нормами бюджетного законодательства предусмотрено, что налоговые органы по запросам финансовых органов субъектов Российской Федерации, Федерального казначейства предоставляют информацию в отношении юридических лиц о зачете единого налогового платежа (ЕНП) организации в счет платежей, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета.

Передача иной информации, в том числе о зачетах и возвратах, проводимых налоговыми органами, не предусмотрена бюджетным законодательством, и, следовательно, не реализована в программном обеспечении ФНС России.

Вопрос. Переход на новую систему уплаты налоговых платежей на сегодняшний день требует сложного процесса адаптации со стороны как финансовых органов, так и налогоплательщиков, существуют риски необеспечения зачисления налоговых платежей в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.

Решение. В период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, в соответствии с Федеральным законом № 379-ФЗ проводится пилотный проект по переходу на ЕНС.

Статьей 45.2 НК РФ предусматривается возможность применения особого порядка уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – участники пилотного проекта), в рамках которого, в том числе, апробируется механизм распределения единого налогового платежа (ЕНП).

В настоящее время распределение ЕНП осуществляется своевременно и в штатном режиме.

Вопрос. В условиях ЕНП и ЕНС существуют риски возврата в короткие сроки имеющейся или вновь образованной переплаты по налогам и сборам, что может привести к разбалансировке бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Например, в отдельные налоговые периоды суммы уменьшений по налогу на прибыль организаций крупнейших налогоплательщиков Красноярского края могут достигать 10 млрд рублей. До введения института ЕНС переплата, сформированная в результате уменьшений по итогам отчетных и налоговых периодов, могла быть зачтена в счет предстоящих платежей по налогу по заявлению налогоплательщика.

Решение. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 263-ФЗ суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта РФ, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если при исчислении разницы между суммами, без учета таких сумм налога на прибыль организаций она составила отрицательную величину. В этом случае суммы излишне уплаченного по состоянию на 31 декабря 2022 года налога на прибыль организаций, зачисленные в бюджет субъекта РФ и учитываемые при формировании сальдо единого налогового счета, зачитываются в счет погашения сумм неисполненных обязанностей начиная с наименьшей суммы. Остаток излишне уплаченного налога, не учтенного при формировании сальдо единого налогового счета, признается зачтенным в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога, зачисляемого в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Вопрос. Снижение поступлений и невыполнения плановых назначений по НДФЛ в декабре текущего года.

Решение. В соответствии со статьей 45.2 НК РФ участники пилотного проекта обязаны представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов (далее – уведомление) в отношении перечисленных ими сумм НДФЛ не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

При этом, для обеспечения стабильности поступления доходов, согласно положениям статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при исполнении бюджетов муниципальных образований в течение финансового года предусмотрено предоставление субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

В этой связи, ФНС России не усматривает рисков невыполнения плановых назначений.

Вопрос. Внедрение ЕНС усугубит ситуацию по своевременному зачислению налогов в бюджет (технические проблемы по использованию программных продуктов).

Решение. Положениями Федерального закона № 263-ФЗ устанавливается единый срок уплаты - 28-е число месяца.

Единый срок уплаты максимально приближен к срокам, действующим в настоящее время, а учитывая, что Федеральный закон № 263-ФЗ вступает в силу с 1 января 2023 года, разработчики учетных систем (ERP решений) располагают достаточным временем для изменения и унификации сроков уплаты (при необходимости) в учетных системах ведения бухгалтерского учета.

Информация о распределении ЕНП, детализированная по каждому налогу, авансовым платежам по налогам, сбору, страховому взносу, пеням, штрафам, процентам, представляется в орган Федерального казначейства по итогам каждого дня, т.е. не позднее дня, следующего за днем уплаты.

Таким образом, установление единого срока уплаты не повлияет на своевременность зачисления налогов в бюджет.

Вопрос. Установление лимитов зачетов налогов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для обеспечения стабильности поступлений доходов.

Решение. В рамках единого налогового счета (ЕНС) законодательством РФ не предусмотрено установление лимитов возвратов (зачетов) налогов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Установление лимитов по проведению зачетов из соответствующих бюджетов может привести к несвоевременному исполнению плательщиками обязанности по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации и, как следствие, к начислению пени.

При этом, для обеспечения стабильности поступления доходов, согласно положениям статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при исполнении бюджетов муниципальных образований в течение финансового года предусмотрено предоставление субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

Кроме того, положениями пункта 36 статьи 1 Федерального закона

№ 263-ФЗ установлено, что налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), в том числе по налогам, распределяемым в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Данная норма позволит обеспечить зачисление (резервирование), перечисленных плательщиками денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и стабилизирует поступление доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Вопрос. Перенос срока вступления в силу Федерального закона № 263-ФЗ с 1 января 2023 года на 1 апреля 2023 года.

Решение. Предпосылок для переноса срока вступления в силу Федерального закона № 263-ФЗ не усматривается, поскольку пилотный проект, проводимый в настоящее время, проходит в штатном режиме. А алгоритмы, применяемые в рамках пилота будут использоваться при переходе на ЕНС.

Вопрос. Каким образом будут учитываться на ЕНС суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, сложившиеся по состоянию на 1 января 2023 года?

Решение. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 263-ФЗ суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет соответствующего субъекта РФ, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате указанного налога без заявления налогоплательщика, за исключением случая, если при исчислении разницы между суммами, без учета таких сумм налога на прибыль организаций она составила отрицательную величину.

В этом случае суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций будут зачтены в счет погашения сумм неисполненных обязанностей.

Также, в соответствии с пунктом 4 указанной статьи при формировании сальдо единого налогового счета не учитываются суммы налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Вопрос. Исключение НДФЛ из состава ЕНС в целях обеспечение стабильности его поступления.

Решение. Положениями Федерального закона № 263-ФЗ устанавливается единый срок уплаты - 28-е число месяца, который максимально приближен к срокам, действующим в настоящее время.

В случае необходимости, для обеспечения стабильности поступления доходов, согласно положениям статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при исполнении бюджетов муниципальных образований в течение финансового года предусмотрено предоставление субъекту РФ (муниципальному образованию) бюджетного кредита за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

Кроме того, положениями пункта 36 статьи 1 Федерального закона

№ 263-ФЗ установлено, что налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), в том числе по налогам, распределяемым в бюджеты субъектов РФ.

ФНС России не рассматривает вопрос исключения налога на доходы физических лиц из состава единого налогового платежа, поскольку данный подход противоречит концепции единого налогового счета.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах