Примерное время чтения: 11 минут
902

«Заразить любовью к математике»

Зарият Магомедова преподает математику и информатику в школе № 15 города Дербента Республики Дагестан. В 2018 году ее ученик, 11-классник Замир Ашурбеков, стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Для региона, где подобные достижения за последние 20-30 лет единичны, это стало знаковым событием.

Как подготовить призера олимпиады в обычной школе небольшого города? Какие методы стоит использовать для работы с отстающими? Может ли чем-то удивить российского учителя американская школа? Об этом и многом другом Зарият Магомедова рассказала в интервью.

Фото: АиФ

«Я несу ответственность»

- Зарият Алимагомедовна, как, на ваш взгляд, учитель должен строить свою работу, чтобы его ученики добивались результатов?

- Главные составляющие успешного учительского труда - это отличное владение своим предметом, глубокое знание содержания преподаваемого курса, применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. И, несомненно, важна личность педагога, который должен постоянно находиться в творческом поиске.

Сегодня школа должна не столько давать детям знания, сколько прививать умение самостоятельно их добывать, применять их на практике.

С первых дней работы в школе я поняла, что несу ответственность за формирование личности каждого ученика. Я придерживаюсь мнения, что все дети от рождения талантливы, каждый из них способен усвоить азы школьного курса математики. Высокое призвание учителя – не дать погаснуть тому огоньку, который горит в каждом ребенке.

- Но ведь бывают ситуации, когда ребенок учиться не хочет.

- Работая в школе, учителя, к сожалению, сталкиваются с такими ситуациями. Но мастерство и талант учителя в том и заключается, чтобы поднять мотивацию к учебе, развивать познавательный интерес.

За 24 года работы в школе (а я все это время работаю в школе № 15, начинала учителем, стала заместителем директора по УВР, но продолжала преподавать) у меня не было ни одного ученика, которого я не могла бы «заразить» любовью к математике. Не все, конечно, сдавали ее на «отлично», не все поступали в престижные вузы, но интерес к математике в глазах был у всех. Я убеждена, что математика – основа наук, и это убеждение передаю детям.

В первые годы работы мне приходилось иметь дело со слабыми классами, в которых была невысокая мотивация к учебе, низкий уровень математических знаний.

Анализируя ошибки каждого ребенка, я пыталась понять, как ликвидировать пробелы в знаниях. Большое внимание уделяла работе над ошибками и их устранению. Использовала дифференцированный подход к работе с учениками, имеющими разный стартовый уровень подготовки. Вела учет пробелов в знаниях учащихся, а после работы над ошибками контролировала усвоение материала. Вся эта работа приносила эффект – результаты улучшались на глазах.

В математике, как ни в каком другом предмете, очень важны внутрипредметные связи, поэтому пробелы в изучении основных тем неизбежно повлекут за собой трудности при изучении последующих. Например, квадратные уравнения или формулы сокращенного умножения являются фундаментом для изучения следующих, более сложных тем.

Фото: АиФ

Внимание каждому

- На уроках вряд ли хватит времени, чтобы уделить внимание каждому ребенку.

- Бесспорно, каждый ребенок требует к себе пристального внимания. И не всегда получается во время урока в полной мере удовлетворить запросы учащихся. Приходится заниматься с детьми дополнительно, посвящать этому не только рабочее, но и личное время. С одаренными детьми я занимаюсь в малых группах, иногда индивидуально, если остальным задачи очень высокого уровня не по силам. Иначе работу учителя я себе не представляю.

- Нужно ли учителю прилагать особые усилия для подготовки детей к ОГЭ и ЕГЭ? Или достаточно просто изучать материал, а на экзамен идти, лишь взглянув на образцы заполнения бланков?

- Я считаю, что нужно.

Начнем с того, что для выполнения заданий части С и некоторых заданий части В знаний школьной программы зачастую недостаточно.

Конечно, в идеале учитель должен обеспечивать усвоение нового материала, не просто организовывая попутное повторение пройденного, но и углубляя, расширяя знания. Но добиться этого в полной мере сложно, и многие учителя в свободное от уроков время проводят занятия по подготовке к ГИА. Ведь результаты детей на ОГЭ и ЕГЭ – это доброе имя учителя, от них зависит будущее детей, поэтому нельзя подготовку к ГИА пускать на самотек.

Дагестан участвовал в проекте группы компаний «Просвещение» «Я сдам ЕГЭ!» - было организовано обучение учителей, к нам приезжали авторы специальных пособий для подготовки, в том числе Иван Ростиславович Высоцкий – один из самых известных составителей заданий ГИА по математике. Лично для меня эта поддержка была очень важна, да и в целом по республике благодаря этому проекту результаты ЕГЭ улучшились.

Фото: АиФ

Роль родителей

- Есть ли в вашей школе профильные классы? Нужны ли они, если стоит задача научить всех?

- Собирая сильных учеников в отдельные классы, обучая их по углубленной программе, можно дать им гораздо больше, нежели когда они учатся в общем потоке. Математике, на мой взгляд, можно и нужно учить углубленно, начиная с 7 класса и даже раньше. В этом возрасте способности у детей уже очевидны.

Талант может существовать только в постоянном развитии, поэтому Министерство образования и науки Республики Дагестан решило открыть на базе нашей школы классы с углубленным изучением математики. Первый математический класс был открыт в 2013 году, когда я заняла первое место на республиканской олимпиаде учителей математики. У меня уже был опыт подготовки призеров республиканского этапа ВсОШ. Один из моих учеников, Рауф Аликулиев, в 2010 году стал призером «перечневой» олимпиады «Покори Воробьевы горы» и по ее результатам поступил в МГУ.

При наборе в математический класс учитывались желания и возможности детей.

В этот класс в 2013 году пришел Замир Ашурбеков.

- Вы сразу увидели в нем будущего призера ВсОШ?

- Да. Хотя в классе были и другие сильные ученики, которые наступали ему на пятки.

Соревнование в решении задач в классе было очень серьезным. То один ученик вырывался вперед, то другой. Но Замир с первых дней привлек мое внимание оригинальностью мышления, удивительной трудоспособностью, силой воли. Обладая всеми качествами победителя, он следовал принципу Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Я для Замира была прежде всего учителем математики, хотя и по информатике вела кружок. Информатикой преимущественно он занимался сам. По математике у него было гораздо больше достижений, но на заключительном этапе ВсОШ в 10 классе ему просто не повезло: он допустил механическую ошибку. Как говорят спортсмены, нет случайных побед, есть случайные поражения.

В 11 классе Замир преодолел необходимую планку и был приглашен на заключительный этап ВсОШ, где стал призером. Помимо ВсОШ по информатике, Замир принимал участие во многих олимпиадах естественно-математического цикла, где показывал глубокие знания предметов.

- Насколько велика роль учителя в подготовке ученика к олимпиаде? Есть ведь другие факторы: его талант и мотивация, поддержка со стороны родителей, онлайн-курсы, довузовская подготовка, выездные школы.

- Роль учителя велика. Если ребенок способный, требования к учителю выше: я могу научить только тому, что знаю сама.

Но чем старше становится ученик, тем больше он работает самостоятельно. У него расширяется круг общения, он выходит за рамки школы, устанавливает контакты с внешним миром. И в этом мире он встречает разных умных людей – преподавателей, ученых, у каждого из которых свой конек, своя сильная сторона. Один учитель не может быть одинаково силен во всех направлениях, а, если ребенок общается сразу с несколькими, от каждого возьмет то, в чем тот силен.

И школьный учитель должен найти в себе силы, чтобы в нужный момент отпустить ребенка. Пусть с ним работают еще и другие люди, обладающие другой квалификацией.

Если дело доходит до заключительного тура ВсОШ, очень важна поддержка региональных властей. Алексей Карпухин, в то время работавший заместителем министра образования и науки Республики Дагестан, сопровождал Замира на заключительный тур олимпиады по информатике в Ульяновск. Мне особенно понравилось, что он не требовал от него победы любой ценой, скорее наоборот – подбадривал его, поддерживал. По его инициативе для участников заключительного этапа ВсОШ в Дагестане впервые стали проводить сборы.

Конечно, также велика роль родителей, которые поддерживали сына. Замир часто проходил обучение в выездных школах по математике и программированию.

- В последние годы много говорят о том, что учитель должен не только учить своему предмету, но и формировать у ребенка навыки XXI века – выполнение проектов, работа в команде и многое другое. На ваш взгляд, важно ли это в работе с одаренными детьми?

- Недавно я вернулась из Калифорнии, эту поездку организовала для лучших учителей информатики Академия «Просвещение». Мы были в самых крупных компаниях Кремниевой долины и в разных учебных заведениях – от детского сада до бизнес-школы «Халт» и Стэнфордского университета.

И везде, куда бы мы ни приехали, выяснялось, что американцы ставят во главу угла командную работу над проектами. Мы это видели даже невооруженным глазом. Если в классах прозрачные стены, сразу понятно, как организован учебный процесс: ученики или студенты чаще всего не сидят за партами в ряд, а собираются в группы и что-то оживленно обсуждают. В офисе Facebook нам рассказывали, что, впервые придя на работу, молодой специалист в течение первого месяца прикрепляется сначала к одной группе сотрудников, потом - к другой, к третьей, после чего выбирает ту из них, которая ему больше подходит, где он сможет эффективнее работать на результат.

Сначала я подумала, что в этом случае есть риск потерять индивидуальность человека, что в наших школах все иначе, но потом вспомнила о своем классе. И знаете, ведь наша учеба и была той самой групповой работой, о важности которой много говорят.

Если бы Замир не попал в коллектив сильных и мотивированных детей (из 18 выпускников в классе было 10 медалистов при том, что требования к медалистам в этом году заметно повысились), он не добился бы результатов, о которых узнали во всей республике. Он признавал, что в общеобразовательном классе ему было легче учится, нежели в математическом, где решение задач требовало неординарного подхода и нестандартного мышления. По большому счету совместная подготовка к олимпиадам, к итоговой аттестации – это и есть коллективные проекты, которые формируют у наших детей жизненно важные навыки.

- Как сложилась судьба Замира по окончании школы?

- Он поступил на факультет компьютерных наук Высшей школы экономики. Рассматривал разные варианты, но выбрал именно этот факультет. Замир советовался и с родителями, и со мной, но он не такой ребенок, чтобы бездумно следовать чужому мнению, - окончательный выбор сделал сам и не жалеет. Теперь в студенческих олимпиадах участвует.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах