Лабораторию когнитивных проблем киберспорта открыли в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ). Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
Ученые федерального университета изучают мозговую активность любителей компьютерных игр, перспективы использования киберспорта для психокоррекции и аналитического мышления. Они применят наработки в области микроритмики церебральных процессов, чтобы исследовать нейрореабилитационную составляющую киберспортивных игр.
«Это междисциплинарный проект, так как наши ученые проводят исследования в областифизиологии, нейробиологии, психологии, IT и других научных сфер. Результаты этих исследований будут востребованы при подготовке спортсменов для компьютерных состязаний», – отметил ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.
Ученые уже получили первоначальные результаты, которые помогут в дальнейшем определить более детально направления для научных изысканий.
«Первое направление исследований связано с изучением перспектив реабилитационных, работа ведется совместно с Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяСКФУ. Второе направление, собственно, изучение и тренировка киберспортсменов, повышение их показателей. Здесь ресурс и интерес колоссальный. Лаборатория в стенах СКФУ станет перспективным заделом для развития этого направления в нашем регионе, – рассказал профессор кафедры физической культуры и спорта университета, руководитель Лаборатории когнитивных проблем киберспорта Герман Водолажский
Результаты исследователей активности мозга киберспортсменов опубликованы в рецензируемых научных изданиях. Так, в одном из исследований ученые анализировали, как на состояние испытуемых воздействуют компьютерные игры.
Они пришли к выводу, что компьютерные игры в противоположность расхожему мнению способны понижать глубинную агрессивность человека и трансформироваться в желание достичь высокого результата («Психофизиологические корреляторы тренировочных этапов киберспорта» в сборнике трудов конференции «Актуальные медико-биологические проблемы спорта и физической культуры», Волгоград 2023 год). В эксперименте приняли участие студенты, которые играли в популярную компьютерную игру, а энцефалографснимал показания электрической активности головного мозга.
В другой научной работе исследователи пришли к выводу, что киберспорт может обладать психо-коррекционными перспективами. Выяснилось, что компьютерные игры обладают мобилизационными свойствами и положительно влияют на отдельные отделы головного мозга («Психо-коррекционные перспективы киберспорта» в сборнике трудов конференции «Инклюзивное образование в эпоху постпандемии: новые нормы, форматы, стратегии» СКФУ, 2022 год).
В дальнейшем число исследований планируют кратно увеличить. Уже сейчас в СКФУ создают компьютерный зал для тренировок университетской киберспортивной команды.
Одна из задач, которую перед собой ставят исследователи, – на основе полученных данных улучшить восстановительные процессы после тренировок у игроков и реабилитационный эффект для людей с рядом заболеваний.