Жители сёл Дагестана взволнованы слухами о повышении стоимости проезда в общественном транспорте. В Кизляре уже заявили о росте цен с 15 до 20 рублей. Повысят ли в других городах республики тарифы и насколько, выяснил «АиФ Дагестан».
«Подкинь пятачок»
О планах повысить тарифы на проезд транспортная компания «Автоколонна 1293», на балансе которой находятся около 80 маршруток, объявила ещё в августе. Обосновала тем, что подорожали топливо и запчасти. В итоге в октябре стоимость проезда, несмотря на несогласие мэрии Кизляра, выросла сразу на 5 рублей.
«Не успеешь моргнуть, как цены опять выросли. Каждый месяц поднимают: на продукты, на бензин, на газ, на стройматериалы… А жить-то как? Зарплату бы так повышали, как цены на жизненно необходимые вещи. А у меня зарплата повара, как была 20 тысяч, так и осталась с 2018 года. Я бы вставала в 6 утра, чтоб пешком водить детей в школу за десять кварталов, но сил нет», – почти плачет многодетная мать из Кизляра Патимат Ахмедханова.
В пресс-службе администрации Кизляра заявили о том, что попытки повысить стоимость проезда в общественном транспорте предпринимались ещё в 2018 году.
«Тогда из-за многочисленных жалоб местных жителей городские власти обязали транспортную компанию сохранить действующий тариф. Мы неоднократно обозначали нашу позицию по этому вопросу и дали чётко понять, что не дадим согласия на повышение стоимости проезда в маршрутках. Тем более есть немало претензий к самой автотранспортной компании и к водителям. Жители города и без того забросали мэрию жалобами на перевозчиков. Мы в очередной раз ответственно заявляем, что признаём незаконным повышение тарифа и требуем вернуться к прежней стоимости за проезд в 15 рублей. Водители маршруток самовольно повысили цену, мы этот вопрос будем рассматривать на ближайшей сессии горсобрания Кизляра», – сказали в мэрии города.
В Дагестане среди автолюбителей наиболее популярны машины, которые заправляются газовым топливом, которое сегодня на местных АЗС стоит более 34 рублей, бензин обходится и того больше – от 45 руб. Это и вынуждает водителей транспорта идти на крайне непопулярные меры.
«Почему я должен ездить себе в ущерб? – задаётся вопросом частный извозчик Таймаз Гадаев. – Повышают цену на топливо – я повышаю цену на проезд, и я тут не виноват»!
Мы тут ни при чём!
Жителей пригорода Махачкалы, посёлка Шамхал-Термен, тоже волнуют слухи о том, что цену на маршруты №188 и №106 (по маршруту «Шамхал-Термен – Махачкала») поднимут не на 5, а на целых 12 рублей.
«Сейчас проезд до города стоит 28 рублей, у нас 85% жителей работают в городе, а если поднимут на 50 рублей, туда-обратно выйдет уже 100 руб. Плюс по городу ещё надо ездить, чтобы добраться до нужного района Махачкалы – это ещё 23 рубля. Если посчитать, минимум 200 рублей в день. В месяц, учитывая выходные, это около 5000 рублей, а у меня зарплата уборщицы в частном детском саду 13500. И двое детей на шее – один в школе, другой учится в колледже. До пенсии мне ещё 4 года. Как я должна жить и прокормить детей, ответьте мне?» – сетует Габиба Убайдуллаева.
Слухи слухами, но всё зависит от Управления транспорта Махачкалы, сказали в администрации Шамхал-Термена.
«Транспортная компания «Астория» сама устанавливает цены. Если будет необоснованное повышение, то мы, конечно, будем этому препятствовать. О чём сейчас можно говорить, если стоимость проезда пока не выросла, заранее что-то прогнозировать нет смысла», – философски отреагировали в администрации посёлка. На звонки редакции в офис «Астории» никто не ответил.
«В соответствии с ФЗ № 220 от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ…» перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Дагестане осуществляются по нерегулируемым тарифам, то есть перевозчик самостоятельно устанавливает тариф на отдельно взятом маршруте», – пояснили в региональном Минтрансе.
Между тем во многих регионах эта проблема решается просто – субсидированием маршрутов. Таким образом, из нерегулируемых они превращаются в регулируемые. Но такой вопрос, судя по ответу Минтранса, на повестке пока не стоит.
Комментарий
Экономист, ведущий научный сотрудник ДГУНХ, профессор Шахмардан Мудуев объясняет, что рост цен на голубое топливо вызовет повышение затрат на производство, перевозки, что отразится на ценах на все товары и услуги.
«Для решения этой проблемы в республику должны войти крупные газонефтяные компании со своей сетью заправок. Рынок никак не может повлиять на повышение цен, здесь нет социальной базы и организованности и ещё долгое время не будет», – сказал экономист.