Россияне теряют интерес к традиционным СМИ.
Как сообщили «АиФ Дагестан» в пресс-службе ПАО «Ростелеком», эксперты фонда «Медиастандарт» заявили о рекордном расслоении регионов по развитости СМИ и рассказали о спаде интереса аудитории к традиционным СМИ, включая местное ТВ.
Они связывают это с серьезным разрывом в финансировании СМИ – регионы-лидеры тратят на них в 100 раз больше аутсайдеров. Это утверждается в ежегодном «Индексе развития медиасферы» (есть у РБК), подготовленном фондом «Медиастандарт» и Комитетом гражданских инициатив Евгения Ясина совместно с исследовательской группой ЦИРКОН.
По результатам анализа все регионы разделены на четыре класса по уровню развития СМИ. Рейтинг А присвоен 11 наиболее развитым регионам – это Москва и область, Санкт-Петербург, Свердловская, Челябинская, Самарская и Новосибирская области, Тюмень, Татарстан, Приморский и Красноярский края. Средний по значимости рейтинг B присвоен 30 регионам, рейтинг C – 31 региону. Наименее развита медиасфера в национальных республиках. В список аутсайдеров вошли 13 регионов: Марий Эл, Мордовия, Забайкалье, Алтай, Адыгея, КБР, Хакасия, Калмыкия, ЕАО, Бурятия, Ингушетия, Чечня, Тыва.
Расслоение усиливается по большинству индикаторов, например, уровню трат региональных администраций на поддержку СМИ. Расслоение медиасферы по регионам приводит к оттоку из них талантливых журналистов, сокращению конкуренции, монополизации рынка и снижению качества контента. Оно зачастую связано с работой администраций регионов и элит с местными СМИ, когда их финансируют по принципу «чтобы было». Из-за слабой работы администраций со СМИ жители начинают искать другие источники информации, падает социальное самочувствие и рейтинги региональных властей, полагает эксперт.
Отметим, что «Медиастандарт» также приводит данные массовых опросов группы ЦИРКОН по темам состояния аудитории и потреблению новостного продукта. Главные тенденции в медиасфере за все время существования «Индекса» с 2015 года таковы: стагнация телевидения; рост аудитории интернета с акцентом на потребление новых медиа; снижение аудитории газет и журналов (и их цифровых версий); спад интереса к прослушиванию радио вне дома.
Заметный рост интернет-аудитории произошел в течение 2017–2018 годов: за год доля тех, кто никогда не выходит в интернет, снизилась с 26% до 14%. Напомним, как сообщал «Югополис», интернет-аудитория в России выросла до 75% взрослого населения.
Чаще всего россияне черпают общественно-политическую информацию из ТВ (75%), далее следует интернет (48%), пресса (19%), радио и друзья и родственники (по 14%). В тройку источников-лидеров по доверию россиян (опрос лета 2018 года) входят передачи по гостелевидению (63%), информация от членов семьи и друзей (27%), сообщения в интернете (18%). Более половины респондентов, 62%, умеют собирать информацию по интересующей теме из разных источников; 42% отличают информацию от мнения.
В «Медистандарте» делают вывод о постепенном спаде интереса аудитории к традиционным СМИ, включая местное ТВ. Они теряют привлекательность из-за проигрыша интернет-конкурентам в скорости и потери положения монополиста в производстве и распространении новостей.