Примерное время чтения: 7 минут
514

Реконструкцию махачкалинского порта остановит реверс

В конце декабря группа «Сумма» объявила о подписании Соглашения о намерениях между ООО «Порт Петровск» (входит в группу) и ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП). На принадлежащей ООО «Порт Петровск» земле в непосредственной близости от ММТП планируется создание новых площадок для хранения и обработки грузов. «Сумма» также готова содействовать ФГУП при внедрении современных технологий перевалки грузов.

Махачкалинский морской торговый порт имеет стратегическое значение для Дагестана и России в целом. Это единственный глубоководный порт на Каспии и один из самых крупных налогоплательщиков республики. Через порт переваливается около 6 млн тонн грузов в год, из которых 85% составляет нефть. В порту разгружаются танкеры из Казахстана, Туркмении и с каспийских месторождений «Лукойла». Нефть с танкеров перегружается в емкости нефтебазы «Дагнефтепродукт», а далее поступает в нефтепровод до Новороссийска, откуда вывозится на мировые рынки.

По словам главы «Транснефти» Николая Токарева, сообщает «Коммерсант», в госкомпанию поступает большое количество заявок от желающих прокачивать нефть в Новороссийск через Махачкалу. Один из крупнейших мировых нефтетрейдеров — нидерландская Trafigura, сказал Токарев, предложила взять на себя консолидацию всех поставок туркменской нефти в Махачкалу, обеспечивая стабильность и регулярность поставок. В связи с этим "Транснефть" рассматривает возможность расширить мощности по приему нефти в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП) для ее транспортировки по трубопроводу Махачкала—Новороссийск.

Нефтепровод от Махачкалы до Новороссийска − основной конкурент трубы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), которая была построена с целью исключить Россию из транзитных потоков нефти. В настоящее время БТД загружен меньше чем на две трети мощности и работает в убыток, поэтому основные владельцы БТД из Баку и «Бритиш Петролеум» очень хотят закрыть трубу БМН, а еще лучше перевести ее в реверсный режим работы, чтобы российская нефть отправлялась на мировые рынки не через Новороссийск, а через турецкий Джейхан.

В российских СМИ время от времени появляются статьи с обоснованием пользы от реверсного режима работы БМН. Поскольку реально реверс трубы принесет России существенный экономический и политический ущерб, инициаторы реверса приводят в обоснование весьма экзотические причины. В конце декабря в статье «Махачкалинские аномалии», опубликованной на сайте «Регион online», анонимный автор предлагает реверс нефтепровода как средство борьбы с околонефтяным криминалом в республике: «самоварами», воровством и контрабандой нефти.

В статье подробно расписывается размах криминального нефтяного бизнеса в Дагестане. По состоянию на начало 2013 года в республике было зарегистрировано только легальных 33 мини-НПЗ. Нелегальных, по данным полпреда президента России в СКФО Владимира Кузнецова, насчитывается более пятидесяти. Основным источником сырья для этих НПЗ, по данным издания, служит нефть, сворованная из танкеров и трубы БМН. Нефть крадут, а в трубу закачивают воду и мазут, остающийся в самоварах после извлечения прямогонного бензина (нафты). Дело доходит до того, что диспетчеры приемного узла "Транснефти" в порту Махачкалы регулярно останавливают прием нефти в трубопровод Махачкала - Новороссийск из-за превышения содержания воды. Это при том, что перед сливом из танкера обязательно берутся пробы, и при несоответствии сырья стандартам танкер не сливают. Для "маскировки" ворованного сырья владельцам НПЗ достаточно официально купить небольшой объем нефти.

Краденую нефть можно не только переработать в нафту, но и отправить на экспорт. В августе этого года российские спецслужбы задержали вышедший из дагестанской столицы азербайджанский танкер «Нафталан». На нём пытались вывезти 4,5 тысячи тонны нефти под видом мазута, экспортные пошлины на который значительно ниже. ФСБ возбудила уголовное дело по ст. 226 УК РФ («Контрабанда стратегических ресурсов»). Выяснилось, что залитая в танкер нефть предназначалась для прокачки по нефтепроводу из Махачкалы в Новороссийск, а её уход «налево» обеспечил персонал «Дагнефтепродукта». Не исключено, что это был не единичный случай.

Попытка сотрудников ФСБ выяснить происхождение нефти с арестованного танкера натолкнулась на забастовку работников ОАО «Дагнефтепродукт», которые прекратили приёмку сырья в резервуары, парализовав прокачку нефти из Махачкалы в Новороссийск. За сутки простоя нефтепровод недосчитался около 15 тысяч тонн сырья. Кто приказал загрузить танкер контрабандной нефтью осталось невыясненным, а гендиректор «Дагнефтепродукта», до этого никогда не жаловавшийся на здоровье, скоропостижно скончался. Следствие продолжается.

В настоящее время на территории нефтебазы «Дагнефтепродукта» строится вторая очередь НПЗ, к весне мощность завода вырастет до 1 млн тонн в год. Глубина переработки нефти на НПЗ составляет 40% по сравнению с более чем 90% на современных НПЗ. Автор «Региона онлайн» называет завод очередным «самоваром», который изначально нацелен на переработку ворованной нефти, потому что при официальных ценах на сырье НПЗ с такой глубиной переработки нерентабельны.

Все эти факты приводят издание к оригинальному выводу: «Получается, что самым надёжным способом прекратить разгул махинаций может стать перевод нефтепровода в реверсный режим. Как только сырьё начнёт поставляться из России в Азербайджан, как это предлагает «Роснефть», переваливать нефть через махачкалинский порт станет бессмысленно». Это так, в случае реверса БМН танкеры с каспийской нефтью сразу же пойдут в Баку для загрузки в трубу БТД. Но при этом вместе с потоком нефти исчезнет и сам порт. Планы его реконструкции и развития останутся на бумаге. Закрытие порта и нефтепровода до Новороссийска ударит по геополитическому влиянию России в Прикаспии.

Соглашение между «Суммой» и портом Махачкалы показывает, что бизнес верит в планы российских властей развивать важный для государства транспортный объект. В "Сумме", пишет «Коммерсант», подчеркнули готовность рассмотреть возможность новых проектов с "Транснефтью" на базе махачкалинского порта.

Ситуация с нефтью в Дагестане находится под контролем его нового руководства. Раздутые в СМИ эпизоды не стали поводом для нагнетания криминальной истерии. В связи с отказом Баку поставлять свою нефть по нефтепроводу БМН «Транснефть» приступила к консервации российского участка трубы между Баку и Махачкалой (участок Ширвановка − Махачкала). Расширение мощности нефтяных терминалов махачкалинского порта позволит заместить в трубе азербайджанскую нефть и улучшить экономику нефтепровода. У нефтяников России, Казахстана и Туркмении появится возможность полностью обойтись без БТД с ее высокими тарифами к вящему неудовольствию «Бритиш Петролеум»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах