Трагедия произошла в Цунтинском районе – местный житель ехал на внедорожнике Toyota Land Cruiser 200. Машина сорвалась в обрыв вместе с автовладельцем на глубину 70 метров. Подобные происшествия на горных дорогах Дагестана, увы, не редкость. Но можно ли избежать трагедии в экстремальных условиях?
Стихийное бедствие
Об инциденте сообщили представители пресс-службы МВД по Дагестану. Предположительно, 31 марта около 20:00 на 53-м километре автодороги Агвали-Шаури-Кидеро начали сыпаться камни. Водителя и его 36-летнего пассажира отправили в Цунтинскую районную больницу. Мужчину, который был за рулём, врачам спасти не удалось, он скончался.
Камнепады в Дагестане часто приводят к жертвам. Так, в январе прошлого года на участке автодороги Буйнакск — Ботлих под завал попал автомобиль с тремя людьми: один погиб, остальные были госпитализированы. В январе 2025 года пресс-служба ГУ МЧС России по Дагестану сообщила, что камнепад в Цумадинском районе повредил трубы, из-за чего без газа остались жители 12 сел.
Ошибка выжившего
Гид по Дагестану Анвар Хизриев советует перед поездкой в горы изучить, какой будет погода.
«Это не стопроцентная гарантия, тем более что в горах погода очень быстро меняется. Но прогноз всё равно не помешает, – рассказал он корреспонденту dag.aif.ru. – Важен и месяц выезда. В апреле и мае у нас особенно возрастает сейсмичность, поэтому нужно быть осторожнее, так как повышается риск обвала камней, особенно если были дожди. После них могут быть и сходы селей»
По словам турагента, надо учитывать предупредительные знаки на пути. В сложных местностях нужно обладать опытом вождения и хорошей реакцией.
Если всё-таки ЧС приключилась, нельзя бежать вниз. Камни закономерно катятся на убегающего, и риски быть раздавленным растут. Безопасней прижаться к скале, так как камни отскакивают немного дальше. Если прикинуть, куда камень спланирует, можно отскочить в противоположную сторону. Нужно прикрыть нос и рот рубашкой, шарфом, платком – чем-то, что станет фильтром, чтобы не забить дыхательные пути пылью.
Если человек уже оказался под завалами, надо выбираться, очень медленно разгребая камни и периодически подавать голос – так спасатели найдут пострадавшего быстрее. Иногда люди, говорит гид, боятся тратить силы на крики и молча ждут, пока до них доберутся, но это отдаляет спасение, и человека вытаскивают уже мёртвым.
Гид уточняет, что почти в каждом походе приходится сталкиваться с экстраординарными ситуациями. Поэтому многое зависит от уровня подготовки и его самого, и гостей.
Три года назад Анвар сам оказался на месте камнепада. Трагедии удалось избежать, потому что первая волна прошла до появления машины. Мужчины очистили дорогу и последовали дальше.
«Когда бывает каменный сход, нужно либо остановиться и поехать назад, либо постараться как можно быстрей двинуться дальше, если это возможно. На месте стоять ни в коем случае нельзя, это опасно», – поясняет эксперт.
Он просит быть внимательнее и местных жителей, которые, по его словам, часто страдают «ошибкой выжившего».
«Трасса всегда считалась опасным местом, потому что многие разгоняются на полной скорости, ещё и радуются, что машин почти нет. А дорога серпантином – это вообще двойная угроза, поэтому соблюдайте ПДД и не игнорируйте знаки», – обратился он к землякам и гостям горных районов Дагестана.