В конце прошлой недели в Махачкале состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации. В ходе заседания участникам был представлен доклад ГИБДД о проведенном анализе основных показателей аварийности на территории республики.
Согласно данным доклада с начала года на территории Дагестана зарегистрировано 1047 ДТП с пострадавшими, в результате которых 217 человек погибли и 1460 участников дорожного движения были травмированы.
Среди основных причин аварийности на дорогах республики ведомство выделяет превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, наезды на пешеходов, и управление автомобилями в нетрезвом виде.
Градус аварий всё выше
По-прежнему в регионе наблюдается рост аварий по беспечности участников дорожного движения. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года количество ДТП увеличилось на 0,9%, хотя число погибших и раненых снизилось на 3,1% и 1,3% соответственно.
Наиболее тяжкие последствия имеют наезды на пешеходов, выезды на встречную полосу, а также управление автомобилем в состоянии опьянения, отмечают в Госавтоинспекции.
По данным ведомства, с начала года наблюдается также рост детской аварийности. Так в республике за прошедший период зарегистрировано 161 ДТП с участием детей, в которых погибло 21 и ранено 162 ребенка в возрасте до 16 лет.
«На совершение ДТП с пострадавшими в первую очередь повлияли субъективные причины, так называемый “человеческий фактор”. Противоправное и агрессивное поведение водителей действительно является одной из главных причин высокого уровня аварийности в республике – подавляющее большинство ДТП связаны с нарушением ими Правил дорожного движения», – отмечают в Госавтоинспекции.
Меры по снижению аварийности
В ходе надзора за дорожным движением и в рамках проведения оперативно-профилактических и специальных мероприятий сотрудниками ГИБДД на территории республики в 2022 году выявлено и документировано 2 млн 205 тысяч нарушений ПДД.
Для полного охвата всех проблемных участков автомобильных дорог и улиц в регионе расширяется зона применения комплексов автоматизированной фиксации административных правонарушений (КФВФ) в сфере безопасности дорожного движения, как на федеральных автомобильных дорогах, так и на автодорогах регионального значения, что является одним из эффективных способов снижения аварийности на дорогах.
По статистическим данным МВД, установка комплексов фотовидеофиксации дисциплинирует участников дорожного движения, формирует культуру вождения и сокращает число нарушений правил дорожного движения.
В Минтрансе республики также считают, что установка КФВФ является одним из эффективных инструментов снижения аварийности на дорогах.
«В текущем году в рамках реализации национального проекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” и государственной программы Республики Дагестан “Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан” установлено 25 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Принимаемыми мерами по итогам 9-ти месяцев текущего года удалось сократить аварийность на подведомственных автодорогах в сравнении с аналогичными показателями прошлого года. Ситуация с аварийностью на подведомственных автодорогах находится на постоянном контроле у министерства и предпринимаются все необходимые меры, направленные на снижение дорожно-транспортных происшествий», – отметили в ведомстве.
В министерстве подчеркнули, что наряду с этим в регионе ежегодно реализуются адресные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
По данным Минтранса РД, в 2022 году на эти цели было выделено 366,1 млн рублей. Кроме того, запланирована установка 16,8 тыс. штук блоков ОПТ, 10,4 тыс. п.м. наружного освещения, 1,4 тыс. п.м. пешеходных тротуаров, 42 пешеходных переходов в соответствии с новым национальным стандартом.
Правовое просвещение участников дорожного движения
В целях снижения аварийности на дорогах республики, на 10 участках федеральных автомобильных дорог в настоящее время осуществляются дорожные работы: капитальный ремонт с увеличением числа полос движения с двух до четырех, а также строительство надземных пешеходных переходов.
Собеседник издания рассказал, что сотрудниками ГИБДД активно проводятся различные профилактические мероприятия.
Так, в рамках пропагандистских мероприятий по безопасности дорожного движения, формирования культуры поведения и повышения правосознания участников дорожного движения, в СМИ и соцсетях, на ведомственном сайте Госавтоинспекции публикуются все факты ДТП с тяжкими последствиями и проводится разъяснительная работа среди населения.
Среди профилактических мер в Минтрансе РД особо выделили необходимость правового просвещения, выражающегося в формировании у участников дорожного движения устойчивого и негативного отношения к нарушению правил дорожного движения и в повышении культуры вождения.
«К одним из средств правового просвещения можно отнести информацию, содержащуюся в социальной рекламе по профилактике ДТП. В частности, Министерством в текущем году предприняты соответствующие меры для размещения на рекламных конструкциях вдоль автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения социальной рекламы по профилактике ДТП. Кроме того, в июле текущего года в Минтрансе РД с участием представителей УГИБДД МВД по РД, Минобрнауки РД, администраций муниципальных образований, а также студентов начальных курсов махачкалинских колледжей проведен семинар-совещание по вопросам профилактики аварийности с участием несовершеннолетних.
В рамках мероприятия были обсуждены проблемные вопросы, произведен обмен мнениями по существующим методическим подходам, а также проведены обучающие лекции с просмотром социальных видеороликов. Работа в данном направлении будет продолжена», – отметил представитель Минтранса РД.
Говоря о механизмах в вопросе снижения смертности на дорогах и снижения количества нарушений ПДД, в ведомстве сообщили, что с 2023 года Минтранс Дагестана планирует перейти к комплексу взаимосвязанных мер по повышению безопасности дорожного движения с элементами интеллектуальных транспортных систем.
«Наряду с этим, конечно, будут продолжены работы по увеличению протяженности дорог с разделением встречных потоков, улучшению геометрических параметров дорог, видимости в плане, наращиванию объемов установки ограждающих устройств на горных участках дорог», – рассказали в министерстве.
В Минтрансе не исключают также необходимость увеличения штрафов за нарушение ПДД. В ведомстве считают, что такая мера тоже будет способствовать дисциплине водителей.
«Желание, например, превысить допустимую скорость или выехать на полосу встречного движения сойдет на нет с пониманием связанных с этим финансовых издержек. Но следует отметить, что суровость наказания всё же не идет ни в какое сравнение по эффективности в сравнении с неотвратимостью наказания, которую гарантируют системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения», – подчеркнули в министерстве.