Стихотворец ничего не хочет никому донести. Просто пишет: о себе, о том мире, в котором живёт, порой о любви. Молодой поэт Магомед Мусаев из Дагестана недавно вернулся с Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «лермонтовского» возраста «Мцыри», где занял третье место.
«Мцыри» – фестиваль поэтического слова, который проводится ежегодно с 2004 года (с момента празднования 190-летия Михаила Юрьевича Лермонтова). По возвращении dag.aif.ru побеседовал с молодым стихотворцем.
Общение на равных
Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Магомед, выглядишь ты бодро и радостно. Значит, доволен результатом на фестивале?
Магомед Мусаев: – Да, мне нравится, что с Москвой у меня всё складывается хорошо. Всякий мой приезд – победа. Маленькая, большая – неважно, да и необязательно победа буквальная, иногда просто победа над собой. Преодоление лени, неловкости, нерешительности, любых других барьеров.
Ещё за три дня до фестиваля молодых поэтов «Мцыри» я не знал наверняка, поеду ли. Потому и билеты не были куплены. Я поделился сомнениями с моим учителем Магомедом Ахмедовичем Ахмедовым (аварский народный поэт, председатель Союза писателей РД, художественный руководитель театра поэзии). Выслушав, он направил меня к министру по делам молодёжи Камилю Саидову. Когда Министерство по делам молодёжи купило билеты, я почувствовал ответственность и понял: теперь не отвертеться. В меня верят, меня поддерживают. Чем отвечу я?
Первый день фестиваля был образовательным. Порядка десяти мастеров поочерёдно критиковали подборки участников. Делились опытом, давали советы, общались на равных. Даже исправляли речевые и пунктуационные ошибки – моя национальность аварец (смеётся). На фестиваль стоило приехать уже за всем этим.
– Сильные соперники попались тебе?
– После ночи на размышления и редактуру мы предстали перед теми же мастерами-поэтами, но уже с тем чтобы они выбрали из нас, кому идти на суперфинал. Из примерно пятидесяти участников отбор прошли двадцать. На третий день «Мцыри» завершился суперфиналом. Ребята выступили. Распределительная шляпа сделала мне честь – начали с меня. Побороться с волнением не было времени. Надо признать, фестиваль умеет держать интригу (как и сама поэма, кстати). Час считали голоса. Час награждали финалистов и суперфиналистов. Час приступали к главному, объявляя победителей дополнительных номинаций. А сам час длился куда дольше шестидесяти минут. Да, я утрирую, но так действительно казалось.
Наконец объявили тройку победителей. Одно первое место. Два вторых. Два третьих. Среди них был и я.
Помимо третьего места я получил возможность опубликоваться в «Литературой газете» и одном из сборников «ТО СКОЛ». Мне повезло, ничего скучного на фестивале не было. Да и свободного времени не было, чтобы могли заскучать. Поэты все собрались разные, поэтому сложно сравнивать, кто хуже, кто лучше. Мы все были другие. Мне понравились стихи Яны Яжминой, юмористические стихи Андрея Назарова и бунтарские стихи Александра Шума.
– В каком возрасте ты понял, что ты хочешь сочинять/излагать/творить?
– Для поэта я поздно начал писать, читать тем паче. В 17 лет. Но предтечи были. Я всегда любил во время прогулок по селу не молча ходить, а ходить, выдумывая какие-то недопесни, и петь их себе под нос. Но это не были стихи. Стихи я начал писать в 17 лет, когда купил свою первую книгу – сборник стихов Марии Петровых. Её стихи вдохновили меня на творчество и привили любовь к чтению. Если быть совсем честным – я не помню детства. Наверно, это защитный механизм мозга. Моя мама умерла, когда мне было 4 года. А об отце не знаю ничего. Сестра мамы, моя тётя, взяла меня на своё попечение, и мы из Махачкалы переехали в село Хасавюртовского района, в Муцалаул. К шести годам я выучил родной аварский язык, сдружившись с соседскими ребятами, и в шесть пошёл в школу.
Несмотря на утрату, мне не дали её почувствовать как одиночество. Сестру мамы – Насихат – я ещё раньше называл мамой, чуть ли не с пелёнок, и продолжаю называть так до сих пор. Я до пяти лет рос в Махачкале и, наверное, больше из-за этого, а не из-за чего-то другого отличался от ровесников. Я был типичным городским мальчиком, а другие дети – типичными сельскими мальчиками.
Без странности – никуда
– Когда я пишу статьи, например, мне хочется тишины и кофе, а что делаешь ты?
– Для меня важно, чтобы процесс творчества сопровождался особой атмосферой. Поэтому для меня сесть писать – это целая церемония. Я обращаю внимание на всё. Ставлю рядом аромамасло, включаю на ютубе шум проливного дождя или всплески волн и (или) звуки работы печатной машинки. Это в большинстве случаев. Но не всегда, конечно. Иногда какая-то мысль (идея) приходит неожиданно, несмотря на то, где я и чем занят. Тогда уже не до церемоний.
– Ты считаешь себя странным? Я тебя таким считаю…
– Наверно, да, странный. Не знаю! Это ты мне сейчас сказала. Но однозначно отличаюсь от других. Где-то внешностью, где-то характером, где-то суждениями и образом жизни. Как не назвать человека странным, если он ставит стихи выше действительности? Я оправдаю что угодно, если в итоге напишется хорошее стихотворение. И не обязательно, чтобы речь шла об оправдании себя, я с тем же успехом оправдаю своих обидчиков, потому что это дополнительный повод для стихотворения, это новые эмоции.
– Магомед, чтобы писать хорошие стихи или прозу, писателю нужен жизненный опыт? И что понадобилось тебе?
– Я не могу одно отделить от другого. С одним жизненным опытом далеко не уйдёшь. Мало ли таковых, с опытом? Да и с одними знаниями ничего не поделаешь. Из этого бы выходило, что все филологи – поэты и прозаики. Однозначно поэту важно иметь и жизненный опыт, и знания в одинаковой степени. Нужно знать, ЧТО писать (опыт) и КАК писать (знания). Без этого произведение будет недосоленным.
Оглядываясь назад, на свои ранние стихи, я вижу их слабость. Опыт был. Но знаний не было. Не берусь оценивать свои нынешние стихи, но знаю точно, что с тех пор (с приобретением знаний) стихи стали лучше.
– На одних стихах реально заработать?
– Я работаю копирайтером. Пишу тексты для коммерческих проектов. Сейчас пишу посты для ресторана и завода. Мне предлагали писать тексты для песен и стихи на заказ. Но это то, на что я не могу решиться. Сейчас я учусь на 4 курсе филологического факультета и планирую после поступить ещё и в магистратуру. Хочу отойти от деятельности, не связанной с литературой.
Где бы я ни был, с кем бы ни встречался, я прежде всего представляюсь как поэт. Это мне ближе, несмотря на то что я пишу и статьи, и прозу. Может, называя себя только поэтом, я ограничиваю себя, но зваться поэтом нравится больше.
Книга лучше, чем планшет
– Если бы тебе пришлось выбрать вымышленного персонажа из книги, чтобы сесть и немного пообщаться с ним, кого бы ты выбрал?
– Я бы выбрал Печорина. Из всех персонажей он мне наиболее интересен. Мне нравятся его мысли, нравится его образ. Не знаю, о чём бы я с ним говорил, какие бы задавал вопросы... я бы хотел просто его выслушать.
– Представь, ты напишешь книгу и по ней захотят снять фильм, кого бы из знаменитостей ты бы рассматривал в качестве главного героя (дагестанцы в приоритете)?
– Я работаю над повестью «Стебель», где главный герой – юноша из Хасавюрта. Если когда-нибудь её будут экранизировать, мне бы хотелось, что роль главного героя сыграл Башир, выпускник факультета культуры (ДГУ). Я слежу за его игрой на спектаклях в Театре поэзии, и из Дагестана только ему бы доверил сыграть главного персонажа. А из мировых актёров – Том Холланд.
- Чую, что повесть эта о тебе…
- Пусть это пока останется в секрете. Интрига, так сказать!
– Какой известный писатель, по твоему мнению, стал бы твоим лучшим другом? Что общего у тебя с ним?
– Я бы сдружился с Толстым, Достоевским и Гумилёвым. Мы бы пили чай и разговаривали о литературе. Толстой бы ругал стихи, Достоевский бы всё анализировал, а Гумилёв звал бы в Африку. Со всеми тремя, полагаю, меня связывает хотя бы что-то одно. С Толстым – тяга к мысли, с Достоевским – взгляд вовнутрь, в нутро человека. С Гумилёвым – желание путешествовать, узнавать культуру других стран, мания ко всему экзотическому.
– Какую мысль ты хочешь донести до своих читателей через свои стихи?
– Я поэт. Я пишу стихи. И пишу их не с тем, чтобы доносить какие-то мысли и истины, не чтобы поучать и показывать, как нужно жить. Я просто пишу, потому что не писать не могу. Пишу, потому что что-то щёлкает внутри и молчать уже не могу. Я много над этим думаю: как и зачем пишу стихи? И до сих пор ответа не нашёл.
- Значит ты знаешь, что делает писателя хорошим писателем?
- Все, что есть в нем самом, и то, что есть вокруг него. Его пытливый ум. Дух борца. Упертость и трудолюбие. Взгляды на жизнь. Его окружение. Время, в котором живёт. Страна, в которой живёт. События, происходящего с ним. События, происходящие около. События, происходящие в стране и в целом мире. Писатель на все должен обращать внимание, все замечать и, замечая, пропускать через себя.
– В последнее время многие из моих знакомых перешли на электронные книги. Лично я этого не понимаю. А как считаешь ты - лучше читать бумажные книги или электронные?
– Бумажные, бумажные и только бумажные. Будь у меня возможность, я бы свои стихи публиковал только в печатной версии. При публикации онлайн что-то с текстом происходит, текст теряет что-то, что-то, что равносильно духу и душе. У меня бывает чувство, будто передо мной голое тело без чувств, духа и души. Поэтому я пытаюсь максимально отходить от публикаций стихов на поэтических порталах и социальных сетях. Хочу, чтобы, читая мои стихи, читатель держал в руках книгу, а не телефон или планшет.