«Внимание! Съемка! – слышится мужской голос. - Дайте полную тишину!»
Приходит директор картины, принимает валидол, ждет рабочих, идет на поиски. Узкая улица древнего города стала съемочной площадкой на несколько часов. И без того тесная, она заполнилась любопытными наблюдателями – местные жители с интересом следят за съемочным процессом. Здесь рождается кино.
Фильм «Братство», съемки которого идут сейчас в Дербенте, основан на реальных событиях, произошедших практически перед самым завершением военной кампании в Афганистане. В центре сюжета - малоизвестная операция по выводу 108-й мотострелковой дивизии из Чарикарской «зеленой зоны» к перевалу Саланг.
О том, как проходит работа над новой картиной, чем запомнился съемочной группе горный Дагестан и почему нельзя есть много дагестанское блюдо «Чуду», корреспонденту «АиФ Дагестан» рассказал советский и российский кинорежиссер, сценарист, народный артист Российской Федерации, лауреат Каннского кинофестиваля Павел Лунгин.
Один и без охраны
Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: Получается, Павел Семенович, что вы в Дагестане впервые, если я не ошибаюсь…
Павел Лунгин: До съемок фильма я никогда здесь не был. С первого рабочего дня в старинном горном ауле Корода Гунибского района у нас сложились очень хорошие отношения с местными жителями. Многие побаивались того, что я еду в Дагестан, потому что мы знаем про республику в основном негативное. Страха, тревоги у меня не было, но, честно говоря, я человек легкомысленный, хотя и думал о том, что будет необходимость создать охрану или еще как-то себя обезопасить. Но ничего такого не понадобилось. Почему не в Афганистане проходят съемки? Там нельзя. Между Узбекистаном и Таджикистаном снимать очень сложно и очень дорого. И мы остановили свой выбор на Дагестане. Это волшебный край, потрясающе красивый. Подружились с людьми – они очень помогали нам. И в Дербенте тоже гостеприимный народ, щедрый и теплый.
- Сюжет костюмированного фильма может хромать, но картинка должна быть безупречна. Приходилось что-либо приобретать здесь из костюмов или декораций?
- Что-то покупалось здесь, что-то привозилось. Из афганской одежды пришлось приобрести. Афганская одежда, понятное дело, не сильно менялась с веками, но героев картины «Братство» мы пытались одевать так, как одевались в 80-е годы прошлого столетия. Что касается декораций – они вокруг нас, посмотрите по сторонам. Надо, конечно, где-то обрабатывать, достраивать. Старые машины здесь есть, к счастью: пикапы, джипы. Например, для съемок мы превратили дербентский рынок в афганский базар. Думаю, вы его в фильме не узнаете.
- Надеюсь, критикам не к чему будет придраться?
- Я их уже не боюсь. Знаете, когда пишут положительную статью – это никому не интересно. Скандал интересен, острая критика – интересна. А репутация критика делается ведь на ругательствах: ты можешь быть злым, остроумным, ироничным. На самом деле каждый человек для себя знает, что он сделал. Я уже достаточно зрелый человек, чтобы понять, получился фильм или нет. Конечно, хочется, чтобы любили, чтобы нравилось то, что ты делаешь. У нас, правда, в последнее время мнения критиков и зрителей сильно расходятся. Надо сказать, что зрители почти не читают негативных статей рецензентов. Даже жалко, что сейчас нет таких объективных критиков, с репутацией, как было раньше, к мнению которых прислушивались. Сегодня все берут из Интернета.
- Да, Сеть поглотила человечество настолько, что сегодня люди готовы смотреть абсолютно некачественное кино. И не разберут, где искусство, а где ширпотреб, забиваем себя дешевыми подделками…
- Да, к сожалению, произошла полная «демократизация». Все ходят в китайских подделках, на которых крупными буквами написано Gucci или Dior, – и довольные. Это касается и фильмов. Люди не хотят получать эмоции, не хотят переживать, думать. Они хотят, как в магазине: прийти, купить два часа времени, как кусок колбасы, который съели, забыли и ушли. Думаю, это происходит во всем мире, но в такой степени, как у нас, редко где. Может быть, только в Китае. То есть у нас случился такой быстрый распад культуры. Оказалось, что мы не крепки… Деньги – это большое искушение, и мы его не выдержали.
Стереотипы не оправдались
- Вы получили от Дагестана все, чего ожидали?
- Я надеюсь, что все пошло так, как надо. Фильм я еще не сделал, но, по крайней мере, мы увидели невероятную красоту здешних мест. Думаю, что Дагестан польстил Афганистану такой красотой. В осеннюю пору рисуется прекрасная картина, всё вокруг играет яркими красками: желтыми, красными, оранжевыми. Мы поражены красотой горной природы. Люди – это отдельная тема для разговора. Мы постоянно окружены заботой местных жителей. Они нам помогают во всем, также они заняты у нас в съемках и играют очень хорошо. Вообще оказалось, что снимать тут легко. То есть физически, конечно, тяжеловато, но духовно очень легко и приятно. Как оказалось, мы можем снять фильм полностью, не выезжая из республики.
- А вы планировали снимать еще в каком-нибудь другом регионе?
- Нет, не планировали, но всегда есть какой-то риск. Но мне бы и не хотелось уезжать. Когда я покидал Гунибский район, был очень огорчен, что приходится оставлять эту красоту. Было грустно. Увы, посмотреть живописность других сел республики не удается - работаем 12 часов в сутки. Тут есть одна проблема – темнеет рано, в полпятого уже солнце садится, поэтому встаем тоже рано – в пять утра. Тяжелый график, вот завтра у нас будет выходной день, что для нашей съемочной группы редкая радость. Потом мы поедем в Буйнакск - в воинской части будем снимать.
- У Буйнакска тоже своя история. В окрестностях города есть климатическая курортная местность. В общем, там тоже есть на что посмотреть.
- Как я успел узнать, там совсем иной пейзаж: холмы, скорее, степь. Или я ошибаюсь?
- Не ошибаетесь. Там красивая природа, богатая растительность горного леса, в котором растут шиповник, боярышник… Этот пейзаж оживляют и одинокие холмы.
- Это хорошо. Хочется сохранить положительные эмоции, которые зародились еще в Гунибском районе. Приятно осознавать, что нашей команде ни разу не пришлось столкнуться с явлениями, подтверждающими стереотип о Дагестане как о «неспокойном» регионе, вспоминаем об этом только тогда, когда проезжаем мимо блокпостов. Мы не сталкивались здесь ни с какими проблемами и ни разу не видели никакой недоброжелательности со стороны местного населения. Я теперь буду сюда приезжать, друзей приглашать.
- Но приедете уже отдыхать?
- Знаете, волка ноги кормят. Отдых порой для меня роскошь, а искусство ведь требует постоянного внимания.
Главное – не есть много чуду
- Согласитесь, что все-таки горные аулы осовременились: пластиковые окна, бронированные двери. Во время съемок фильма кусочки цивилизации не сильно мешали работе?
- Такое, конечно, мы исправляем. Например, пластиковые окна закрываем деревянными ставнями. Есть и провода, антенны, которых в то время не было, но это все можно убрать с помощью компьютерной графики, при монтаже. Теперь ведь можно не только что-то добавить в кадр, но и убрать, благодаря современным технологиям. Знаете, очень хочется, чтобы фильм понравился зрителям, мы все делаем ради любви и из-за любви.
- Думаю, 80 процентов дагестанцев пойдут на премьеру.
- Это было бы очень приятно. Хотелось бы приехать в Дагестан и лично показать фильм. Мне кажется, я еще вернусь сюда. Мне тут так понравилось, что я стараюсь найти какой-то повод, чтобы вернуться. Признаюсь, мы волновались относительно Короды, боялись, что люди не захотят никаких съемок на их территории, не будут пускать в дома, не полюбится им сама идея съемки: выстрелы, хлопки, шум. Но этого, к счастью, не произошло. Меня поражает, что у людей большой интерес к съемочному процессу. Мне было очень приятно, что мое имя здесь известно, узнают меня и мои фильмы. Даже сегодня я пошел к себе в вагончик на обед, и чудесная семья, которая живет в доме напротив, специально приготовила замечательный плов и ждала меня. Это ль не счастье? Местные жители часто зовут сесть за стол, но времени у нас, к сожалению, нет.
- Многие местные блюда попробовали?
- Да, нас угощали разными вкусностями, в основном здесь кавказские блюда: хинкал, чуду. Хинкал, кстати, не похож на грузинский хинкали. Я узнал о том, что это пастушеская еда.
- Я вам больше скажу, существует хинкал лезгинский, аварский, лакский, кумыкский, и готовятся они по разным рецептам.
- Ну, так глубоко я не заходил. Учитывая, что я остановился в аварском селении, меня угощали аварским хинкалом. Думаю, на нем я и остановил свой выбор.Он мне очень понравился.
- Набрали, наверное, пару лишних килограммов?
- (Смеется) Пытаюсь контролировать себя, но ваши национальные блюда такие вкусные, что трудно сдержаться. Главное – не есть много чуду, оно очень калорийное.