Архитектура во многом отражает и воплощает наше мировоззрение. То, как выглядит сегодня столица республики, может многое рассказать о нас самих. Что делать с хаотичной застройкой и почему дёшево – это не всегда плохо, мы говорим с архитектором-дизайнером Ренатом Абдуллаевым.
Деньги или стиль?
Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Ренат, чем отличается архитектор от архитектора-дизайнера?
Ренат Абдуллаев: – Архитектор занимается разработкой концепции зданий и сооружений, и проектировать он должен с учётом конструкций здания, чтобы оно не развалилось и не выбилось из общего строительного облика города. Дизайнер же делает интерьер здания эстетичным и удобным для человека. Он должен использовать технические и художественные приёмы, которые помогут создать уютное и функциональное пространство.
– Часто ли дагестанцы прибегают к услугам дизайнеров? Есть ли у них вкус и часто ли вам приходится исправлять ошибки в оформлении интерьера?
– У дизайнеров клиентов хватает, но бывает так, что после обращения к некомпетентным специалистам, которые готовы были дёшево сделать работу, приходится переделывать проект. Что касается вкусов и предпочтений, то в нашей республике любят классику и в архитектуре, и в дизайне интерьера. А на Западе и в странах Европы предпочитают современные стили, например, хай-тек, минимализм и так далее.
– Зодчий выполняет задачи заказчика, как правило, частного инвестора. Беспокоит ли вас, как специалиста, влияние на городскую архитектуру вкусовых пристрастий заказчика? Ведь кто платит, тот и заказывает музыку.
– На самом деле архитектор никогда не имел свободы в проектировании – он всегда был ограничен окружающей средой, технологическими возможностями, градостроительными ограничениями и потребностями общества. Мы и сегодня стеснены в этом. А ещё есть и финансовый вопрос.
– Качественная архитектура – удовольствие недешёвое. Может, в этом причина того, что хорошей архитектуры в городе меньше, чем должно быть?
– Дорого не значит лучше. Взять, к примеру, Роттердам в 1950-е годы. После Второй мировой войны он был полностью разрушен, и существовала острая необходимость в создании домов для большого количества людей. Безусловно, денег на это не было – после войны ни у кого вообще не было средств. Но архитекторы сумели создать новый облик города и возвести множество качественных недорогих сооружений, которые и сейчас выглядят красиво, качественно и функционально.
– Но мы живём не в Роттердаме, а в провинциальном городе…
– Речь в данном случае идёт не о деньгах, а о том, как ты к этому относишься. Тут на первый план выходит более глобальная миссия, а потому и разумные решения всегда находятся. Деньги – это не критерий качества архитектуры. Стоимость её возведения в первую очередь должна быть разумно обоснованной.
Ужасы нашего городка
– Но местами Махачкала выглядит просто уродски...
– Я не согласен с тем, что архитекторы довели город до такого состояния. Проблема в том, что у нас в основном строят здания вообще без проекта и разрешения на строительство. В этом нет вины градостроителей.
Махачкала – социально-пространственный город, и здания, которые в нём стоят, появляются в результате сложных процессов, как правило, коммерчески обусловленных. Чтобы не допустить превращения городов в пространство для одной только коммерческой деятельности, свою важную роль должны играть власти. У столицы должны быть реализованы социальные функции. Созданы новые жилые кварталы, но не за чертой города, а в исторических районах, в результате преобразования существующего пространства. Важно при этом не уничтожить существующую «городскую ткань», а развить и объединить её с новыми структурами. Важно сохранять не только красоту, но ещё и работать с «уродством», как с частью архитектурной истории города. Очень эффективной в данном случае оказалась бы кооперация специалистов. Архитекторам надо объединиться с теми, «кому есть до этого дело». Когда к возможностям дизайнера добавляются компетенции других специалистов, результат их совместной работы позволяет объединить лучшее из того, что наработано во всех этих областях.
Практически все города строят по Генеральному плану, а в нашем городе хаотичная, уплотнённая застройка с нарушением всех норм.
В Махачкале мало парков, зон отдыха для горожан, новостройки построены без дворов и парковок, дороги в ужасном состоянии... Перечислять можно долго. Если соблюдать градостроительные нормы и правила строительства и чётко следовать согласованному Генплану города с участием профессиональных архитекторов, учитывать их замечания и предложения, то возможно изменить ситуацию. Необходимо коллективно доработать Генплан города. Главное – оставаться гибким в заданных рамках. Городское планирование даёт хорошие результаты только тогда, когда в нём есть место импровизации.
– То есть урбанизировать процесс?
– Верно, ведь урбанизм – искусство работы в условиях, когда вы не наделены властью и не в состоянии контролировать условия. Так что крайне важно слышать все голоса и мнения, звучащие в процессе планирования. Необходимо найти способ объединить все силы, которыми вы не управляете, в проекте, не ухудшив при этом его качества. Так что мой совет властям, коллегам и всем, кто имеет к внешности города хоть какое-то отношение, – побольше гибкости и креативности.
Виновато общество?
– В облике нашей столицы есть и вина горожан: вандалы ломают фонари, разукрашивают стены зданий, разбивают урны и лавочки. Другие «украшают» его объявлениями. Как можно решить эту проблему?
– Вводить серьёзные штрафы за несанкционированную рекламу, наказывать рублём и хорошим уголовным сроком за вандализм. Сегодня всё больше жителей говорят, что их не устраивает современная городская среда, но сами ничего не делают, чтобы поддержать её, спасти. Понятное дело, что в районах новостроек неуютно, почти нет маленьких кафе, парков, театров и других культурных пространств, гигантские жилые муравейники, разделённые пустыми пространствами, плохо действуют на психику и не способствуют здоровой коммуникации. Но общество не должно закрывать на это глаза или, ещё хуже, обострять ситуацию. Происходит варварство. Посмотрите, как восстанавливают памятники архитектуры – реставраторы не в состоянии продолжить метр утраченного карниза. О чём тут можно говорить?
Увы, в сегодняшней архитектуре очень сложно найти какую-то ценность. В книге английского писателя Джеймса Балларда «Высотка» говорится о социальном одичании, варваризации людей в современном доме. Сама форма здания, его нечеловеческий размер предопределяют поведение человека, возникновение классового разделения и вражды. Наверное, что-то подобное можно будет со временем написать и о махачкалинских жилых районах. Но вопрос остаётся открытым – что делать с этим и как бороться?
– Как вы думаете, кто победит – застройщик, который хочет строить побольше и подешевле, или гармония и качество?
– Это вопрос некоего пространственного уважения. Нужны меры регулирования, тогда будет возможен постепенный возврат к нормальному «гуманному» строительству. А когда люди научатся договариваться, станет возможен и возврат к красивой, комфортной Махачкале.