Артисты Дагестанского государственного театра оперы и балета, исполняющие сольные партии, имеют право на пенсию за выслугу после 15 лет стажа.
Однако около 10 человек из года в год получали отказы. По их словам, всему виной бюрократические проволочки, мешающие уйти на заслуженный отдых. В поисках справедливости артисты обратились в «АиФ Дагестан».
Отказ за отказом
Молодая, активная, полная сил Бадрижат Адамова устроилась официально в Дагестанский государственный театр оперы и балета в 2006 году. За добросовестный труд получила звание народной артистки Дагестана и заслуженной артистки Ингушетии. По расчётам Адамовой, право выйти на пенсию у неё появилось в 2021 году.
«У меня 19 лет стажа, и я столкнулась с противоречиями между законом и реестром официальных должностей, – объясняет она. – В законе наша должность указывается как артист балета (театра оперы и балета, исполняющий сольные партии). Однако в едином реестре официальных должностей вместо «Артист балета, исполняющий сольные партии» написано: «Ведущий мастер сцены».
Ведущий мастер сцены по факту исполняет сольные партии и соответствует требованиям для досрочной пенсии. Но из-за расхождения в названиях должностей в законе и реестре ей отказывают в назначении пенсии.
Где кроется бюрократия?
Пенсионное законодательство имеет много разночтений и подзаконных актов, которые сложно трактовать, считает адвокат Юлиана Трояновская.
«Согласно ФЗ-400 артисты балета, театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций имеют право выходить на пенсию при выслуге 15 лет, – уточняет адвокат. – В специальный стаж входит только творческая работа, указанная в п. 1 прилагаемого списка. Она не суммируется с творческой деятельностью по другим пунктам. В этом списке и кроется бюрократия. В законе написано, что пенсию получить можно таким-то категориям, а на деле им отказывают, ссылаясь на то, что вроде как они и артисты балета, да не такие артисты и не того балета. Причём это относится ко всем категориям льготных пенсий. Сложность заключается как раз в том, что сам закон есть, а его правоприменение хромает».
По словам Трояновской, выход у артистов один – обращаться у суд. И тут как раз дирекция театра может помочь своим сотрудникам.
«С отказом «пенсионер» идёт в суд, где доказывает, что от изменения названий должности или учреждения, его работа не изменилась, – подсказывает выход из ситуации адвокат. – Руководство учреждения может помочь своим артистам, выдав документы, которые послужат доказательствами. Например, правила трудового распорядка, должностные обязанности, наименование и переименование учреждений, расчётные ведомости и ведомости посещений рабочего места. Все эти документы в совокупности позволят доказать, что вне зависимости от наименования самого учреждения и их должности они выполняли именно такую работу, которая предусмотрена списком, а значит, возможно установить тождественность должностей. Суд выносит решение, обязывающее назначить досрочную пенсию».
Шансы у артистов 90/10 при хорошем адвокате, уверена Яна Трояновская.
КОММЕНТАРИЙ
Травматолог Рамазан Магомедов:
«Артисты балета имеют право уйти на пенсию раньше, поскольку работа тяжёлая физически: многочасовые репетиции, ненормированные выступления, гастроли и, самое главное, ранняя невостребованность. Все эти экстремальные нагрузки приводят к травмам и преждевременным болезням.
Нагрузки влияют на опорно-двигательный аппарат танцоров. В балете распространены травмы связок, мышц, суставов и стоп. Помимо этого часто встречаются переломы и вывихи, повреждённый голеностоп. У мужчин артистов балета бывают межпозвоночные грыжи, поскольку они поднимают партнёрш во время репетиций и выступлений немеренное количество раз. Проблемы с позвоночником, артрит, артроз, миозит – у каждого второго танцора. У молодых балерин возможен гормональный дисбаланс».