Зеркальная направленность. Как трансформировались террористические учения

Проблема распространения терроризма в Дагестане, возникшая в начале 90-х годов прошлого века, сохраняет свою актуальность, приобретает новые формы. Данные трансформации связаны как с глобальными мировыми процессами, так и с местной спецификой. Практическое уничтожение очагов терроризма в Сирии и Ираке – так называемого государства ИГИЛ (запрещённой в России террористической организации) – заставило радикалов искать новые способы борьбы с легитимными властями.

   
   

Кто влияет на умы? 

В городах Дагестана существует и постоянно подогревается самое заметное и конфликтное разделение на светское и религиозное, что проявляется и в форме одежды, и в разделении общества на группы и т. д. Это получило отражение в попытках вмешательства религиозно окрашенных и радикальных групп в личную жизнь и интересы людей, посягательстве на закон и на права и свободы людей. Примером этому служат случаи с сорванным фестивалем аниме, с нашумевшим спектаклем «Охота на мужчин». Последний вызвал бурю негодования у молодёжи, подогреваемую их новыми кумирами, вмешивающимися в культурную жизнь республики.

В Дагестане религиозная часть общества неформально поделена на две доминирующие по численности группы, одна из которых поддерживает религиозных деятелей, пользующихся преференциями от властных структур. Другой импонируют манипуляторы от религии, отличающиеся более активной адресной работой и новыми технологиями. 

Как правило, религиозные группы формируются вокруг лидера (отличающегося харизмой, религиозным образованием и познанием в религии, общественной активностью и т. д.). По данным опроса, проведённого социологом, кандидатом политических наук Саидой Сиражудиновой, из представителей тарикатского течения наиболее популярны шейх Ахмад Афанди, Мухаммадрасул Саадуев и др. Из салафитских – Абу Умар Саситлинский, Надир Абу Халид и др. 

Место встречи - халяль-бургерная

В последнее время радикальные взгляды стали больше скрываться и утаиваться, их приверженцы адаптируются и приспосабливаются к ситуации усиленного контроля. В Дагестане формирований, скрывающихся в «лесу» с оружием в руках, практически не осталось. Открытое позиционирование членов радикальных групп как участников вооружённых формирований значительно снизилось, и апробируются новые методы борьбы. 

Растёт количество молодых людей, имеющих внешние признаки приверженцев салафитского направления в исламе, и растёт количество мест, где они собираются – от спортивных залов до всякого рода кафе и «халял бургеров». И что с этим делать и чего от них ждать, не предскажет никто. 

Информационно-пропагандистская, дистанционная сетевая и адресная работа с группой риска в последнее время усиливается. Чтобы остановить рост количества борцов за «чистый ислам», нужна зеркально направленная адресная работа с молодыми людьми, не прошедшими точку невозврата, не запятнавшими себя преступлением. Это огромная и очень сложная задача, без решения которой говорить о Дагестане без террористов нельзя.

   
   

Комментарий

Начальник Центра профессиональной подготовки МВД по РД, зав. кафедрой специальных дисциплин Юридического колледжа при Юридическом институте Абдулатип Абдулатипов:

– Ослаблению боеспособности террористического подполья способствует применение активных форм информационного воздействия с акцентом на частную профилактику в отношении конкретных лиц и групп населения. Приёмы и способы вовлечения граждан в террористическую и экстремистскую деятельность, а также методы противодействия этому со стороны государства и общества в некоторой степени могут быть тождественными, но их реальное содержание существенно отличается».