Время отвечать. Депутаты попытались сделать больно мэру Махачкалы

Мэр Махачкалы Салман Дадаев выступил на сессии Народного собрания РД (НС РД) в рамках муниципального часа, подняв актуальные вопросы и проблемы города. Какие недочёты в отчёте градоначальника заметили депутаты и чем недовольны жители столицы республики, выяснил «АиФ-Дагестан».

   
   

«Бардак когда-нибудь кончится?»

Салман Дадаев перечислил основные проблемы, с которыми сталкивается администрация города. Это в первую очередь нерешённые земельно-правовые вопросы. А также низкий рост налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города: с 2018 года поступления выросли всего на 29%, или 717 млн рублей, несмотря на увеличение налогооблагаемой базы – с 2019 года поставлены на кадастровый учёт после разграничения прав собственности 6960 гектаров земель и 48 тысяч объектов капитального строительства. Не устраивает мэра и низкий уровень – 22% – отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджет города (в остальных регионах действует ставка 30%).

«Просьба к депутатам Народного собрания – рассмотреть возможность установления норматива по НДФЛ для Махачкалы как городского округа с внутригородским делением в размере 30%. Это сняло бы все текущие проблемы города по насущным вопросам», – обратился к парламентариям градоначальник. Оказалось, что свои претензии есть и у депутатов. Депутат Сагид Сагидов повысил градус общения, фактически обвинив власти города в вымогательстве взяток у застройщиков за получение разрешений на строительство. По его словам, чиновники от архитектуры «озабочены личным обогащением».

«Этот бардак когда-нибудь закончится?» – не сдерживая эмоций, спросил Сагидов у докладчика, на что получил ответ от мэра, что за последние три года в Махачкале было выдано лишь 11 разрешений на строительство многоквартирных домов, шесть из них – по решению суда.

«Если у вас есть такие факты, я считаю, что вы должны обратиться в правоохранительные органы», – сказал Дадаев.

Избранники народа затронули и тему реконструкций улиц, например, Коркмасова, ремонт которой сильно возмутил жителей столицы республики.

«Я руки поотрывала бы тому, кто проектировал эту улицу! Зелёная зона резко уменьшилась Вы куда, чиновники, смотрите, когда что-то для народа делаете? Газон на Университетской площади заменили плиткой с освещением, а в сквере Ф. Алиевой на детской площадке (!) проектом вообще не предусмотрено освещение, и куча детишек вечером катаются на качелях в кромешной тьме. Вы куда, чиновники, смотрите, когда что-то для народа делаете?» – возмущается уроженка Махачкалы Написат Заурбекова.

   
   

Из кресла в коляску

Дадаев коснулся и проблемы нехватки социальных объектов в Махачкале, отметив, что в 16 школах работает «трёхсменка» и ещё 30 школ могут перейти на такой режим обучения. По его словам, около 20 тысяч детей в городе не обеспечены местами в детских садах. На вопрос депутата НС РД Гасана Османова о доступной среде в тех же общеобразовательных учреждениях мэр заявил, что работа в этом направлении ведётся. В 24 школах появилась «доступная среда».

«Я предложил бы Салману Кадиявовичу сесть в коляску и проехаться по этой в кавыч­ках доступной среде. И чтобы он проезжал не только по центральным улицам, а по тем местам, о которых люди с ограниченными возможностями сигнализируют мне, как депутату. Второй момент – в учебных заведениях недостаточно установить пандус при входе в здание – он должен быть и внутри. Инклюзивное образование включает в себя не только пандусы. Поэтому я хотел бы, чтобы Дадаев взял себе в общественные помощники трёх людей с ограниченными возможностями, которые наглядно покажут и помогут разобраться в данной проблеме. Ещё 3 декабря прошлого года глава республики давал поручение каждому ведомству взять себе в помощники людей с ограниченными возможностями», – высказался «АиФ-Дагестан» зампредседателя комитета здравоохранения, труда и социальной политики НС РД Гасан Османов.

С ним согласна и российская паратхэквондистка, двукратная чемпионка мира Сакинат Магомедова, которая родилась без обеих рук.

«Я целый год поднимаюсь пешком на 11-й этаж, сколько я просила установить лифт у подрядчиков, писала в мэрию, но получаю только отписки. Представьте, идёшь с тренировок, уставшая, в магазине наберёшь продуктов два пакета… И как с ними мне подниматься?» – спрашивает Сакинат.

Директор Колледжа безопасности жизнедеятельности населения в Буйнакске Ажий Абиева:

«Уже много лет я член государственной экзаменационной комиссии РД, объездила очень много образовательных учреждений города и районов республики. «Доступная среда» предполагает установку мобильных подъёмников на лестницу, расширение проёмов, при­обретение специальной мебели, сантехники для учеников с ограниченными возможностями и, конечно, установку пандусов. Из всего перечисленного стационарные или съёмные пандусы имеются где-то в 70% школ. Это моё субъективное мнение. Должен быть класс для инклюзивного образования, оборудованный вспомогательными устройствами и приборами, чтобы ребёнок с особыми потребностями мог получить доступ к той же учебной программе, что и его сверстники. Для инклюзивного образования особенных детей требуются логопеды-дефектологи, тьюторы. Могу сказать с уверенностью, у нас недостаточно таких специалистов. На эти проблемы властям республики стоит обратить пристальное внимание. Это же наши дети!»