«Восхищаюсь вкусом наших предков». Дизайнер Калима о современной моде

Этническая культура сегодня проявляется во всех областях жизни: в воспитании детей, в языке, в устройстве жилища, фольклоре и, в основном, в одежде. Многие покупают платье в модных бутиках, сливаясь в толпе похожих друг на друга людей. Но есть те, кто против одинаковости.

   
   

Молодая этнодизайнер Калима Омарова считает, что молодёжная мода – это проявление духа свободы и независимости, смешение направлений, уход от стандартов и возможность самовыражения. И немного культуры и народных традиций совсем моде не помешают.

Фото: Из личного архивa

Изысканный вкус предков

Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Калима, тебе нравится, как одевается сегодняшняя молодёжь Дагестана?

Калима Омарова: – Наверное, не я первая скажу, что сейчас в моде отсутствие определённого стиля, и это и есть особенность нашей постмодернистской эпохи. У молодёжи актуален микс разных стилей, сочетание несочетаемого. Это очень интересно, потому что позволяет создать новые, необычные образы. Чем парадоксальней сочетания, тем лучше.

Но эта мода несколько опасна, здесь важно не переборщить. Этническая одежда или аксессуары могут соединяться со спортивной одеждой, спортивная одежда может быть сшита из дорогих «вечерних» тканей, вечернее платье можно сочетать, в свою очередь, с обувью в мужском стиле и т. д. Главное – вкус и чувство меры.

С детства я любила делать красивые вещи своими руками. Мне хотелось заниматься абсолютно всем: рисовать, шить, вязать, плести бисером. И, конечно же, носить эти вещи.

– И тут ты влюбилась в народные узоры?

   
   

– Это случилось во время учёбы в техникуме дизайна, экономики и права. Нам дали задание придумать и создать барельеф в этническом стиле. Во время поиска материала приходилось изучать дагестанские орнаменты, культуру. Будущие дизайнеры костюма должны были выполнить стилизованное панно в технике холодный батик на дагестанскую тематику.

Тогда я создала футболку, на спине которой крупным планом в чёрно-белом цвете был нарисован парящий над аулом орел. На встречу в молодёжном волонтёрском корпусе пришла в ней. Ребята спрашивали, где я приобрела такую красивую футболку, стирается ли рисунок…

И тут я задумалась о новых работах. Благо случай представился хороший: в 2013 году я принимала участие в молодёжном форуме «Машук» и в течение месяца подготовила коллекцию для этого события. В Пятигорске успешно прошёл мой первый показ авторской коллекции «Этника Дагестана для молодёжи». Экспертов удивил проект, это вселило уверенность, по приезде в республику продолжила работу, испробовала разные техники, в том числе холодный и горячий батик, пока не пришла к единому стилю.

Работая в Республиканском доме народного творчества (РДНТ), на выставках, ярмарках с участием мастеров, сталкиваешься с большим количеством разных изделий декоративно-прикладного искусства. И каждый раз восхищаешься вкусом наших предков: как всё красиво и изящно. Как можно не влюбиться в народную культуру наших прадедов, ведь она великолепная, яркая, стильная? Хочется, хотя бы часть этих изделий сохранить, возродить, передать так, чтобы можно было носить.

– Ты с таким восхищением рассказываешь, что, кажется, тебе и вдохновения-то не нужно, чтобы создавать новые работы.

– На самом деле идеи повсюду, особенно когда не ищешь их. В моём случае проблема состоит лишь в отсутствии свободного времени и в приоритетах. Я дотошная и медлительная – хочется идеального результата. Всякий раз, как чувствую, что впадаю в так называемый ступор (а это обычно случается из-за мыслей о нескольких проектах), включаю классическую музыку. В последнее время пристрастилась к различным информационным передачам, прослушивание их во время работы заставляет мозг работать по двум направлениям, освобождая от ненужных мыслей его творческую составляющую и позволяя ей спокойно трудиться. Для меня главный источник вдохновения – поход по магазинам тканей. Я теряю счёт времени, могу провести за этим занятием несколько часов, забыв обо всём.

Для меня каждый образ коллекции – картина, выполненная с помощью разных фактурных тканей. Я задалась целью создать модели, основанные на крое, мотивах народного костюма и которые можно носить сегодня. В современном проектировании одежды одним из перспективных направлений становится этническая тема, где источником творчества является декоративно-прикладное искусство Дагестана.

Фото: Из личного архивa

Свой модник среди чужих

– Сегодня на улицах города тяжело найти отличающихся в толпе людей, как думаешь, Калима, как молодому бренду выделиться среди остальных? Какая нужна «стратегия выживания»?

– Нужен ДНК бренда – уникальность, яркость, простора, узнаваемость. Изделия, которые запоминаются с помощью линий, цвета, деталей. Но главное – быть честным и делать всё с любовью. Я создаю современные изделия с этническими принтами, которые можно носить в повседневной жизни. Орнаменты чаще всего стилизованы и абстрактны, благодаря этому лучше запоминаются.

– А что ты сама носишь каждый день?

– Я люблю эклектику – смешение двух традиционных стилей. К примеру, носить изделия классического стиля с этническим, спортивную одежду с этническим. Для популяризации дагестанской культуры она может и должна быть «носибельной». 

Уметь носить одежду – значит правильно выбрать свой стиль. Существует многообразие стилевых решений в одежде, которое можно свести к нескольким основным: классический, спортивный, «фэнтези», авангардный, фольклорный, ретро-стиль. В последние время деление на стили становится условным – в моде появился диффузный стиль; отдельные вещи комплектуются по принципу «совмещение несовместимого».

Не стоит увлекаться каким-то одним стилем, будь то классический или спортивный, – каждая женщина, создавая свой ситуационный имидж, может придать себе очарование и найти свойственную только ей индивидуальность в каждом из стилей.

– Можно ли считать художником человека, который творчески занят своим гардеробом? Ведь он и одежда – это среда и средство его творчества.

– Я считаю, те, кто занят подбором гардероба, больше стилист, а не художник. Художник создаёт что-то новое, непохожее, в каждом произведении есть частичка того, кто рисует. Любое изделие, которое я создаю, – это про меня, то, что я бы сама носила. 

То, как выглядит человек, несомненно, важно, но это не значит, что я не буду общаться с тем, кто, по моему мнению, выглядит некрасиво. Человек должен быть ухоженным и опрятным, тогда с вероятностью 100% к нему будут тянуться люди. На мою оценку человека внешность мало влияет, больше то, как он разговаривает, его манеры и характер.

«Необычный» внешний вид – понятие растяжимое. Однако если человек чем-то выделяется, то меня это ни в коем случае не отталкивает.

– Каков процесс создания новой коллекции от идеи до дефиле?

Создание коллекции – долгий путь, начинается он с идеи, создания скетча (эскизов), их должно быть много, после отбора. Я все скетчи разрабатываю в векторных программках, а также нужна исследовательская работа, изучение культуры, фольклора, декоративно-прикладного, изобразительного искусства Дагестана. Далее покупка соответствующих тканей, моделирование, крой, примерка, пошив.

Для каждого образа подготавливаются орнаменты, которые вручную переносятся на кожу, ткань, а после вырезаются и клеятся на ткань или же расписывался вручную с помощью акриловых красок.

Фото: Из личного архива

По японской стратегии

– Кто она – современная дагестанская женщина?

– Сильная, независимая, красивая, элегантно одетая женщина, которая знает, чего хочет, носитель народной культуры. К сожалению, в наше время невозможно носить традиционный дагестанский костюм, но элементы могут быть дополнением к образу.

Я разрабатываю изделия на заказ, а также на массовое производство. Мой заказчик предпочитает нестандартные дизайнерские изделия, которые не найти в магазинах. Да, бывают небольшие правки, без них никак. Нет предела совершенству, а я люблю учиться.

Нет какого-то определённого процесса, через который проходишь, создавая что-то новое, и я думаю, со мной согласятся многие люди искусства. Это просто рождается перед глазами. Появляются силуэты, цвета и даже определённый материал, из которого должна создаваться вещь. Всё происходит спонтанно и быстро. Иногда платья мне даже снятся, наверное, это бывает со всеми людьми, кто на сто процентов увлечён своим делом. Для меня это сродни музыкальной импровизации.

– Многие думают, что добиться того, чего добилась ты, можно, только имея хорошие связи или большие деньги… Ты могла бы дать какой-то совет?

– Я не согласна, добиться можно многого с помощью кропотливой работы, таланта, ну и, конечно, любви к тому, чем занимаешься. Когда ты идёшь к своей цели, не жалея себя, своё время и здоровье. У меня не бывает выходных, отпуск я провожу, создавая что-то новое. Я могу ночами не спать, пока не добьюсь того результата, которым я буду довольна. У меня такой характер, всё люблю делать сама и добиваться успеха. У меня нет связей, да и деньги «не гребу лопатой». Успех – это баланс, гармония внутри. Никогда не переставайте вкладывать в развитие, совершенствоваться, обновляться.

Поставь цель – каждый день становиться лучше, хотя бы чуть-чуть. Запомните японскую стратегию Кайдзен. Маленькие ежедневные улучшения принесут в конце концов большие преимущества.