Убил из-за второй жены. К каким трагедиям приводит многоженство в Дагестане

В исламе разршено иметь до четырех жен, но в исключительных обстоятельствах. © / www.globallookpress.com

В республике случилось ЧП – во время ссоры с женой дагестанец застрелил ее. Женщина была против того, чтобы муж имел вторую жену. И хотя многожёнство в России, как в светском государстве, невозможно, по факту оно есть там, где преобладает мусульманское население. Ведь ислам разрешает иметь до 4 жен. Вот и пользуются некоторые правоверные догматами религии, забывая соблюдать другие каноны. О проблеме - в материале dag.aif.ru.

   
   

Хотела быть единственной

Эта семейная драма случилась в Новолакском районе.

«По предварительным данным, подозреваемый на протяжении двух лет жил на две семьи. На этой почве у него с покойной часто возникали конфликты. В ходе очередного скандала, переросшего в драку, разозлившись, мужчина выстрелил в жену. Получившую огнестрельное ранение супругу он доставил в больницу, но по пути женщина скончалась», – рассказали в МВД. Бросив тело в приемном покое, мужчина вернулся домой. Теперь ему вряд ли удастся жить вместе со второй женой.

Что же побуждает мужчин заводить вторых и третьих жен, а женщин – становиться ими?

«Ислам допускает женитьбу на четырех женщинах, - рассуждает бывший имам одной из сельских мечетей Дагестана и муж трех жен Рамазан Маидов (имя и фамилия изменены по его просьбе). - У меня вот три жены, была четвёртая, но после двух месяцев никяха (мусульманского брака) поняла, что слишком молода для семейной жизни. Ей было 19 лет. Жён своих я люблю одинаково, они мне родили 8 детей. Одинаково обеспечиваю – у меня свой бизнес небольшой. Друг с другом они знакомы, общаются – дети называют всех мамами. Практически никогда не ссоримся», - уверяет он.

«Очень малая часть женщин соглашается на то, чтобы муж брал вторую супругу, и это является причиной скандалов и ссор, - парирует директор Дагестанского реготделения общества «Знание» Саид Ниналалов. - Ссоры, бывает, перерастают в драки. Всё это - порождение нижайшего человеческого уровня наших многоженцев, которые способны руку поднять на женщину. А произошедшее недавно убийство показало, что женщине надо семь раз подумать, чтобы соглашаться быть второй женой…»

«Я стала второй женой в 38 лет, рассчитывая увести любимого из первой семьи, - признается Написат (имя изменено). – Но этого не случилось, первым детям достаётся больше внимания и игрушек, чем моему сыну». Теперь женщина угрожает мужу тем, что тот больше не увидит ребёнка, звонит законной жене и скандалит. О каком соблюдении законов Шариата тут может идти речь?

   
   

А что же «первые» жены? Опрошенные корреспондентом «АиФ-Дагестан» женщины признаются: молчат и терпят, потому что так воспитаны. Детей-то поднимать надо, а в отчем доме их принять их с детьми обратно не готовы. Впрочем, есть случаи, когда после смерти родителей первые жены решались уйти.

Религия не требует

Согласно исследованиям дагестанских социологов, многоженство чаще встречается в городской среде, и как правило, у состоятельных мужчин: у них стало «модным» стало иметь вторую жену.

В 2022 году социолог из Дагестанского центра РАН Эльвира Загирова опубликовала исследование, посвященное анализу многоженства в республике. Она изучила отношение дагестанских мужчин и женщин к институту полигамии в Дербенте, Махачкале, Хасавюрте и ряде районов республики. По мнению 43,2% женщин и 37% мужчин, причиной, по которой женщины решались стать второй женой, была возможность родить ребенка в законном (с точки зрения ислама) браке.

Примерно столько же опрошенных женщин (43,6 %) посчитали, что таким образом женщина пыталась улучшить свое материальное благополучие. Среди мужчин таких было 36%. За любовь в этих отношениях проголосовали 34,3% женщин и 42% мужчин. И лишь небольшая доля опрошенных женщин в качестве причины указала на настояние родителей (5,9%).

«Опрошенное население позитивно осмысливает и оценивает мотивацию женщины, решившуюся стать «второй женой». Но если в их семье муж примет решение иметь вторую семью, женщины готовы на радикальные действия (развод), рассматривая поступок супруга как «предательство»», - отмечает социолог.

Не так понимают каноны религии?

По мнению Саида Ниналалова, немало земляков, причисляя себя к мусульманам, на деле очень далеки от религии. «Согласно канонам Ислама, беря вторую жену, мужчина должен её обеспечивать ровно так же, как первую. Жёны должны иметь одинаковые условия, жить в отдельных домах, и муж должен с каждой из них проводить одинаковое время. Религия требует, чтобы вторая жена знала о существовании первой, а сама жизнь требует, чтобы первая знала о намерениях мужа и не противилась его решению», - напоминает Ниналалов. Но в Дагестане всё по-другому.

«Одни, имеющие должность и достаток, берут вторых и третьих жён, чтобы потешить свои похоть и самолюбие. Другие, не имеющие ничего, кроме амбиций, станвоятся альфонсами и сидят на шее своих жён, которые покупаются на сладкие слова и попадают в своего рода кабалу. О случаях справедливого отношения мужей ко всем жёнам в Дагестане я не слышал».

«В российском законодательстве отсутствует понятие многожёнство, - напоминает юрист Азиз Ибрагимов. - Согласно Семейному кодексу РФ в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке. Но в семейно-брачной сфере Дагестана широкое распространение получил институт многоженства. Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии, является моногамный брак. Однако имеется строгое предупреждение о недопустимости нарушения принципа равноправия между супругами. Вместе с тем Шариат не сделал полигамию обязательной, а исламские правоведы указывают, что предпочтительнее ограничиться одной женой, ввиду тяжести соблюдения принципа равноправия».

Что говорят ученые?

Эльвира Загирова, кандидат социологических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН:

«Из исторических документов известно, что многоженство не было распространенным явлением в дагестанском обществе. Необходимость в нем возникла в результате кровопролитных войн, которые приводили к массовой гибели здоровых молодых мужчин, что создавало значительный дисбаланс в межполовом соотношении, то есть женщин стало больше, чем мужчин. Осталось много незамужних женщин и вдов, желающих реализовать свои репродуктивные и семейные установки, а многоженство помогало решать эти проблемы в тот период. Возрождение многоженства в нынешний период связано с архаизацией ислама и массовой исламизацией дагестанского населения. (из исследования «Многоженство в семейно-брачной сфере народов Дагестана: историко-социологический анализ», 2022 г.)