Чадящие свалки стали привычным элементом пейзажей в Дагестане. Учёные и общественники переживают, что это наносит ущерб окружающей среде, а медики неустанно предупреждают о вреде дыма для здоровья человека. Власти говорят, что взяли проблему на контроль, но фактически ничего не меняется.
Пока все не заболеют?
Недавно движение «Народный фронт» в Дагестане опубликовало видео пылающей груды отходов на сельхозземлях между Буйнакском и кутаном Чумбар-Арка. Активисты назвали это экологической катастрофой на пяти гектарах.
«Отходы зачастую горят, что приводит к образованию токсичного дыма, наносящего вред как экосистеме, так и здоровью людей. Вокруг живут около 100 тысяч человек. Ранее мы уже обращались в администрацию Буйнакского района с просьбой прекратить завоз мусора и провести рекультивацию земель. Однако ситуация не изменилась», — заявил координатор движения по экспертно-проектной работе Жамалудин Назиров.
Он добавил, что уже готовятся обращения в Минприроды, Россельхознадзор и природоохранную прокуратуру, чтобы были приняты срочные меры для решения этой проблемы.
Аминат переехала из Махачкалы в Верхнее Казанище два года назад — требовался уход за больной матерью, однако пришлось заняться и своим здоровьем.
«В прошлом году мне поставили диагноз „бронхиальная астма“, — говорит Аминат. — Я уверена, что это из-за грязного воздуха. Я сама медик и знаю, что продукты сгорания, в том числе образующиеся во время природных пожаров, представляют угрозу для здоровья живущих здесь людей. Особенно подвержены риску дети младше 14 лет, пожилые люди, аллергики, ну и такие, как я — с заболеваниями дыхательной системы. Ещё удивляемся, что в Дагестане много инвалидов и смертность никак не падает. А что ради этого делается?»
В Минприроды РД уверяют, что проблема на контроле.
Между тем от дыма горящих отходов страдают не только жители Буйнакского района, но и население Черкес-Кутан на окраине Махачкалы. Там месяцами тлеет и горит огромная свалка на 23 гектарах. Власти время от времени засыпают её, но это не помогает.
«До свалки меньше километра, и ветер переносит удушающий дым и неприятные запахи в посёлок, — возмущается житель села Агачаул Максуд Магомедов. — Я дочку перевёл учиться в Махачкалу к сестре, потому что у неё аллергия. Она постоянно страдала от дыма. Такие проблемы — норма для Дагестана. Люди просят о помощи, а свалки в регионе горят и горят. В администрации нам советуют потерпеть. Ждут, пока мы все тут заболеем, что ли?»
Полигон по требованию
По словам председателя правительства РД Абдулмуслима Абдулмуслимова, региональное Минприроды хотело включить рекультивацию свалок в федеральные программы «Генеральная уборка» и «Чистый воздух». Помешали земельные споры.
«Обращение с бытовыми отходами — одна из самых сложных проблем в республике, — вздыхает географ, ведущий научный сотрудник ИГ ДФИЦ РАН Идрис Идрисов. — Это связано во многом с резким ростом числа отходов. Ранее их сбрасывали на неудобья, на берега рек и так далее. Теперь хаотичные свалки разрастаются и на сельхозугодьях».
Эксперт считает, что решить проблему можно. Для этого надо упорядочить систему обращения с отходами, подготовить места для их размещения, например, заброшенные карьеры.
Пока же мусорные полигоны возникают не там, где положено по нормативам, а там, где удобно чиновникам.
«Если власть имущие видят, что участок выведен из земель сельхозназначения или что там нет арендатора, то у них тут же возникает желание сделать на ней мусорный полигон, вместо того чтобы приложить усилия и найти правильное место. Классический пример — полигон между федеральной трассой и газопроводом к северо-западу от Махачкалы», — заключил Идрисов.
Комментарий
Кандидат медицинских наук, доцент ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России Юлия Семёнова:
— Продукты горения особо опасны для людей из групп риска, к ним относятся дети, пожилые люди, беременные женщины, а также пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и дыхательных путей.
Дым наносит вред здоровью при ингаляционном воздействии. При поражении нижних дыхательных путей может развиваться токсический отёк лёгких. Таким пациентам требуется неотложная медицинская помощь. Смог может спровоцировать развитие аллергических реакций, астмы, гипертонии, бессонницы и даже депрессии. Пациенты, находящиеся в очаге воздействия продуктами горения, жалуются на физическую слабость, зуд в глазах и сухость во рту.