В горном селе Гдынк Ахтынского района воздух буквально впитал в себя ещё ароматный запах сладкого мёда. Здесь на сельских пастбищах на территории около 500 га (!) расположена пчелиная ферма 58-летнего Сиража Ризаханова, где полосатые труженики делают полезный и сладкий продукт. А «глава» этого семейства мило что-то им рассказывает. О чём он говорит с пчёлами, сколько раз в день они его жалят и какую пользу несут помимо мёда, Сираж Ризаханов рассказал «АиФ-Дагестан».
Не трожь – ужалю!
Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Сираж Керимович, о чём вы говорите с пчёлами?
Сираж Ризаханов: – О чём мы с вами говорим, с другими людьми, детьми? О том же и с ними. Мёд, собранный у нас в горах, полифлёрный (с разнообразных медоносных растений. – Прим. ред.) и вкусный, потому что анекдоты им рассказываю (улыбается). Вот, например, «пасечник понял, что жена нашла заначку, когда увидел её с опухшим лицом в новом платье». И им трудится нескучно, да и мне с ними весело. Самое удивительное, что у пчёл нет недобросовестных тружеников, все работают с максимальной отдачей. Они не умеют говорить, но прекрасно объясняют друг другу танцем, где находится мёд, даже если медоносные растения далеко. Улей – идеальное общество, где каждый чётко выполняет свою работу: кто-то летает в поле, кто-то охраняет жилище, кто-то выкармливает новое поколение. Рой – это целый отдельный мир, живущий по своим правилам, иногда недоступным для людского понимания. Во многом пчёлы могут быть примером для человека и общества. Преклоняюсь перед их трудолюбием и старательностью.
– Поэтому, наверное, и не жалят вас полосатые?
– Почему же, бывает, что и отхвачу. Не могу ответить с уверенностью сколько, наверное, в летние дни по 30-50 укусов в день бывает, а при форс-мажорных обстоятельствах может доходить до сотни. При достаточно долгой практике вырабатывается иммунитет, но болевые ощущения не исчезают.
– Это они так реагируют на то, что вы отбираете у них результат их тяжёлого труда?
– Да, они очень тяжело воспринимают то, что забирают у них мёд, нажитый непосильным трудом. Поэтому при откачке мёда будут происходить тяжёлые бои с переменным успехом. Для успешного отбора требуется профессионализм пчеловода и его болевая выдержка, так как количество укусов неисчислимо. Вообще, злобность пчёл, в первую очередь, зависит и от их генетики. И только потом от погоды, «взяточного» и «безвзяточного» периода и, конечно же, от опыта человека, который с ними обращается. Приручению пчёлы не поддаются, просто опытный человек чувствует пчелиную семью, её поведение и, следовательно, ведёт себя с ней соответственно. И, поверьте мне, это заблуждение, что пчёлы жаждут укусить всех. После того, как пчела ужалила человека, она погибает, потому что в коже остаётся жало вместе с частью её тела. Поэтому на человека без веской причины пчела не нападет, ведь ей при этом придётся умереть. Главное, помнить: если вы не пчеловод, то не лезьте к пчёлам, тогда и жалить не будут.
– Вы ведь тоже не сразу научились общаться с ними?
– Я с самого детства к ним привязан – в школьные годы собирал шмелиные гнёзда и разводил их дома, проводя с ними все летние каникулы. Откуда у меня это, я не знаю. Вообще, я очень сильно привязан ко всему живому и к своим горам. Профессию я выбрал ошибочно, наверное, мне нужно было поступить в сельскохозяйственный вуз, а я пошёл в строительство – окончил Московский инженерный институт в 1990 году. Учился на отлично. Сразу приехал на родину в горы, потом началась перестройка, времена были трудные, проблемы. Работал учителем в сельской школе, но мечта завести пчёл не покидала меня никогда. И вот в 2000 году я начал её реализовывать – купил первый улей. Учителя-пасечника у меня не было, но были книги по пчеловодству. Мои эксперименты могли несколько раз закончиться плачевно. После таких случаев я смертельно боялся к ним подходить, но любовь к ним была сильнее. А позже появилась и уверенность, но про осторожность я никогда не забывал. Заставить отказаться от пчёл меня может только тяжёлая болезнь.
Устаёшь, но любишь
– Что особенного в работе пчеловода: весной поставил ящики, осенью мёд собрал. В остальное время с мёдом чай пьёте, разве нет?
– Обыватель так и думает. На самом деле, в страду пчеловод работает 16-18 часов. Сразу после зимовки в тёплые дни проводится весенняя ревизия, оценивается состояние семей, определяются безматочные семьи и т. д. В тёплую погоду подкармливаются семьи с критическим состоянием кормов. По мере роста пчелиных семей расширяю гнёзда рамками и готовыми сотами, магазинными надставками. Организую отводки (отдельные семьи), откачиваю мёд после окончания медосбора. В наших горах в зависимости от года это происходит в августе или начале сентября. Ну а затем подготовка к зимовке – пополнение кормовых запасов, утепление гнёзд и так далее. Лечение и профилактические мероприятия в борьбе с болезнями пчёл.
Это только основные виды работы. Они связаны с частичным или полным разбором гнезда. В зависимости от поведения семей пользуются дымом и маской-сеткой. Под особым контролем должны находиться неблагополучные семьи (ослабевшие за зиму пчёлы. – Прим. ред.). Вообще, профессионал должен знать состояние каждой семьи на пасеке.
– Даже если их тысячи?
– По зоотехническим правилам количество ульев должно быть сбалансированно с количеством и качеством медоносных угодий. У нас в Дагестане это правило не соблюдается по разным причинам, не хочу обидеть коллег. У нас густонаселённая республика, где скотоводство – одна из самых ведущих отраслей хозяйства. И медоносные угодья круглый год травятся скотом, из-за чего качество угодий резко падает. Поэтому я не увеличиваю пасеку, количество семей колеблется от 80 до 100 в зависимости от времени года.
Профессионал может увеличить количество пасеки за сезон в 3-4 раза за счёт отделения новых семей. Кроме того, семьи могут размножаться естественно за счёт роения пчёл. Свою работу я выполняю легко и уверенно, хотя бывают дни, когда буквально падаешь от физической усталости. Приступая к работе, я ощущаю только радость и интерес, и она мне никогда не надоедает.
Люди, учитесь у пчёл!
– Вы с таким восторгом рассказываете о своём увлечении, неужели нет ничего неприятного в ней?
– Есть! При откачке мёда испытываешь очень противоречивые чувства, с одной стороны – непреодолимая жалость к пчёлам, а с другой – профессиональной азарт охотника. Поверьте, настолько, что даже исчезает радость сбора урожая. Не могу привыкнуть к этому, с каждым годом становится всё хуже. Чувство вины не покидает до тех пор, пока не приведу в порядок всю пасеку. Упорядочиваю семьи, подкармливаю. Очень неприятно встречать погибшую после зимовки семью, безматочную семью. Но нужно продолжать преодолевать себя и помогать семье.
– Дети вам помогают?
– Жаль, что сыну скучно заниматься пчеловодством, а вот младшая дочь проявляет сильный интерес, она недавно завершила учёбу, может, теперь найдёт время заняться этим (улыбается). Я детям, да и всем говорю: «Никогда не думайте о количестве мёда и деньгах, если хотите завести пасеку, то необходимо любить от всей души пчёл». Я не думаю о будущих урожаях, не планирую и делаю любую работу с увлечением. В общем, делаю что должен, а там будь что будет.
– На дворе весна, скоро лето. Что нужно сделать, чтобы пчелиные семьи быстро нарастили силу и собрали много мёда?
– Существуют несколько типов медосбора взяток: главный, поддерживающий и так далее. Весной необходим развивающий медосбор, то есть для наращивания силы пчелиных семей.
Недостаток мёда можно восполнить подкормкой сахарными сиропом, а недостаток свежей пыльцы с цветов невозможно подкормить ничем. Пыльца – это незаменимый продукт для выращивания пчелиной детки, поэтому весной в местности, где расположена пасека, должно быть достаточно количество растений-пыльценосов. При наличии в гнезде кормового мёда и прихода с угодий пыльцы пчелиные семьи быстро наращивают силу. Отмирают все перезимовавшие пчёлы, на смену им приходят новые пчёлы. Задача пчеловода состоит в подготовке семей, способных использовать главный медосбор. В свою очередь он идёт только с сильных цветов-медоносов, которые дают много нектара. Главный медосбор в каждой местности наступает в разное время – у нас, в горах, в конце мая. К главному медосбору пчеловод должен подготовить семьи, достигшие биологического пика, то есть число рабочих пчёл в одной семье должно быть около 50-70 тысяч, при благоприятных погодных условиях только такие семьи могут принести в улей товарный мед.
Вообще, это обширный вопрос, но я постарался ответить покороче.
– Какая польза от пчёл, кроме мёда?
– Множество полезных продуктов, используемых в медицине, косметологии. Это прополис, перга, маточное молочко, трутневый гомогенат, пчелиный яд. Даже подмор (погибшие пчёлы. – Прим. ред.) используется для лечения некоторых болезней. Но самая главная польза – это, конечно, опыление растений. У пчёл можно научиться многому, во-первых, конечно, трудолюбию. Не зря же говорят: «Трудится, как пчёлка». Вся их жизнь проходит в труде, и это не только сбор нектара. Это постройка сот, сбор смол, уход за расплодом, поддержание чистоты и порядка в улье, защита семьи. У них идеальная организация труда. Каждая пчела чётко, правильно и вовремя выполняет свою работу. Отличный пример социального общества. Людям есть чему у них поучиться!