Имя Патимат с арабского переводится, как «ценная». Считается, что его обладательницы – сильные и стойкие женщины. В работе судебного пристава Патимат Гусейновой без силы духа и чувства справедливости – никуда. Накануне своего профессионального праздника, который отмечается 1 ноября, она рассказала «АиФ-Дагестан», каково девушке работать в этой сфере.
Бездушные элементы системы?
Ума Саадуева: Патимат Магомедовна, вы хрупкая, привлекательная девушка, а выбрали такую суровую работу. Почему?
Патимат Гусейнова: Я по профессии учитель начальных классов, но так получилось, что в 2008 году пришла работать в УФССП России по Дагестану, в отдел кадров. Проработав там 14 лет, решила попробовать себя в новой профессии. Переборов страх и неуверенность, перешла на должность судебного пристава-исполнителя. Эта сфера меня всегда интересовала, но в то же время я считала её сложной для женщины, так как это эмоционально тяжёлая работа.
– Тяжела тем, что приходится выбивать долги?
– Судебный пристав-исполнитель добивается исполнения разных судебных решений и иных исполнительных документов, взыскивает задолженность по налогам, алиментам, штрафам ГИББД, услугам ЖКХ, кредитным платежам. Вот этим она и трудна.
– Каков он – среднестатистический дагестанский должник?
– Большинство знает о своих долгах и спокойно оплачивает штрафы и задолженности. Чуть труднее с должниками в возрасте: приходится успокаивать и объяснять, за что выставлен долг и в какую организацию обращаться для дальнейшего разбирательства, если человек не согласен с суммой долга или же периодом оплаты.
Когда выезжаем к неплательщикам по адресам, конечно, мы для них – незваные гости. Реагируют остро, ругаются, но в процессе общения успокаиваются.
– Если человеку нечем платить, всё ли имущество, имеющееся в квартире, можно арестовать?
– Нет, не всё! Нельзя арестовать предметы домашнего обихода и индивидуального пользования, вещи, необходимые для удовлетворения минимальных бытовых потребностей, к примеру единственную кровать, стол, стул, холодильник, плиту, имущество, использующееся должником для работы, за счёт которой он живёт.
– Часто говорят, что приставы – бездушные элементы государственной системы, навыки которых сводятся к «аресту последнего телевизора у бабушки». Что вы думаете о таких выпадах в вашу сторону?
– Да, конечно, встречается немало должников, считающих нас бездушными, не понимающими их ситуацию, отбирающими у них нажитое имущество. Первое время работы в должности судебного пристава мне приходилось очень тяжело: угрозы, проклятия доводили меня до слёз. Спустя время я смогла выработать в себе стрессоустойчивость. Стала сильней, научилась не реагировать на нападки. Зачастую должники считают виноватыми в своих бедах не себя, а кого-то другого, и вся агрессия выплескивается на судебного пристава-исполнителя. Здесь многим нужно уяснить, что в большинстве случаев люди сами виноваты, что очутились в затруднительной ситуации, и выплескивать агрессию в отношении сотрудников ФССП – затея не из лучших.
Продадут с молотка
– Что происходит с конфискованным имуществом? Куда оно девается?
– После ареста имущества следующий этап – это оценка, которая может производиться судебным приставом-исполнителем самостоятельно либо с привлечением специализированной оценочной компании.
– Неплательщик не может сделать это сам?
– Может! Самостоятельно это можно сделать, если стоимость одной вещи не превышает 30 тысяч руб. Недвижимое имущество всегда реализуется принудительным способом, на торгах, в течение двух месяцев. Сначала его оценивает специалист, затем пристав-исполнитель знакомит стороны исполнительного производства с результатами оценки и по истечении 10 дней направляет имущество на торги.
– А если эти торги будут длиться бесконечно долго?
– Росимущество принимает оценку и организовывает первые торги. Если на них в течение месяца имущество не удаётся продать, судебный пристав снижает стоимость на 15% и направляет на вторые торги. Если и они проходят неудачно, недвижимое имущество возвращается судебному приставу-исполнителю. Он предлагает взыскателю оставить нереализованное имущество в счёт погашения долга по цене на 25% ниже стоимости, указанной в постановлении об оценке. Если взыскатель отказывается, имущество возвращается должнику.
– Кто чаще всего становится должниками: мужчины или женщины?
– Больше мужчин, конечно. У них в основном штрафы ГИБДД, административные правонарушения, уголовные дела. В среднем мы обходим в день 15–20 человек.
Должники падают к ногам
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать судебный пристав?
– В первую очередь, он должен уметь работать с людьми, так как ежедневно встречается с должниками, взыскателями, кредиторами. Нужны такие навыки коммуникации, как умение слушать, объяснять и находить компромисс. Это неотъемлемая часть профессионального арсенала судебного пристава-исполнителя. Плюс ответственность, этичность. Как и в любой работе, есть свои прелести и трудности. Мы улучшаем свои квалификационные навыки, усовершенствуем способности, общаемся с разными людьми. Но труд сопряжён с высокими психологическими нагрузками, есть даже угроза физического нападения должников, не способных контролировать своё поведение.
– Приходилось рисковать жизнью?
– Пока таких ситуаций не было, к счастью. Случались курьёзы. Однажды должник пытался спрятаться от меня на крыше дома. Когда мужчина решил, что опасность миновала, начал спускаться по лестнице вниз и, оступившись, кубарем скатился прямо к моим ногам.
– Как вы отдыхаете?
– Свободное время провожу с детьми. Они очень ждут моих выходных и отпусков, больше даже, чем я (смеётся). Стараемся провести свой досуг с пользой и получить незабываемые впечатления. Летом часто выезжаем за город на море. Дети очень любят экскурсии по Дагестану. Они знакомятся с культурой и красотой региона. Это помогает расслабиться и дать мозгу передышку. Работа же непростая. Бывает, приходишь вечером домой, и голова кипит.