Подрезали крылья. Почему самолет Юсупа Акаева догнивает в Буйнакске

После того, как самолет утонул в Черном море, Юсуп Акаев получил звание Героя Советского Союза. © / Махти Рамазанов / Из личного архива

Более пяти лет назад со дна Керченского пролива подняли советский штурмовик Ил-2, на котором летал Герой Советского Союза Юсуп Акаев. Теперь он догнивает во дворе Буйнакского историко-краеведческого музея. Почему штурмовик оказался никому не нужным, выяснил «АиФ Дагестан».

   
   

Позор на весь регион

Штурмовик обнаружили во время строительства Керченского моста - летом 2016 года при проведении подводных работ на дне Керченского пролива. Самолет Ил-2  находился на глубине пяти метров. Выяснилось, что на нём в годы Великой Отечественной летал легендарный советский истребитель Юсуп Акаев. Самолет был подбит в 1944 году в ходе тяжелого и неравного боя, но летчику удалось его посадить на воду, после чего его, раненного, подобрали советские моряки. Позже именно за этот героический подвиг летчику-истребителю Юсупу Акаеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Было решено передать найденный самолет Дагестану, хотя были и другие желающие – штурмовик были готовы забрать и Черноморский, и Балтийский флот (в составе ВМФ воевал Акаев в годы войны). Как же так вышло, что он оказался никому не нужен? Об этом «АиФ Дагестан» в эксклюзивном интервью рассказал руководитель проекта Исторический парк «Россия - моя история» в Махачкале Махти Рамазанов.

Махти Рамазанов. Фото: Из личного архива/ Махти Рамазанов

«Весть о найденном на дне Керченского пролива самолете и его принадлежности Юсупу Акаеву всколыхнуло все дагестанское общество. Руководство республики сразу же принято решение о обращении в адрес руководства Минобороны страны с просьбой о поднятии самолета со дна моря и передачи его Дагестану, - рассказывает Махти Рамазанов.

Решением Главы РД была образована правительственная комиссия. Она разработала дорожную карту по поднятию, реставрации, доставке в республику и установке самолета в популярном среди дагестанцев месте. В связи с реализацией в Махачкале проекта Исторический парк «Россия-моя история» было решено установить штурмовик после реставрации в фойе здания Исторического парка. На все эти мероприятия нужно было 20 миллионов рублей. Но выяснилось, что самолет восстановить невозможно.

«Самолет поднимался с глубины пяти метров силами Минобороны РФ. Но при поднятии не были соблюдены инструкции и требования по безопасности и у штурмовика оторвались оба крыла. Фюзеляж был поднят со дна моря и переправлен на военный аэродром под Симферополем. Но он не был обработан специальными антикоррозийными реагентами. Реагенты обошлись бы в 500 тыс. рублей, откуда их взять? В итоге фюзеляж был перевезен на военный аэродром под Симферополем, где он долгое время пролежал под открытым небом и подвергся коррозии. Республиканская Правительственная комиссия не проявила никакой инициативы и позже оказалось, что фюзеляж самолета не подлежит реставрации, а крылья самолета так и остались лежать на дне Керченского пролива», - рассказал Рамазанов.

«Я лично связывался с руководством военного аэродрома близ Симферополя, а также с руководством завода по реставрации в Ростовской области. Уже тогда я констатировал, что самолет не подлежит реставрации и не может быть установлен в фойе Исторического парка. Я предложил Главе РД, тогда ещё Рамазану Абдулатипову создание точной копии самолета», - продолжает он.    
   

По его словам, глава региона удивился такой решительности и в то же время был доволен тем, что будет найдено приемлемое решение, на реализацию требовалось 5 миллионов рублей, что в 4 раза ниже озвученной ранее комиссией суммы.

«Предполагалось создать не макет (муляж) самолета, а точную копию. Я связался с вдовой и дочерью Акаева и запросил у них все имеющиеся в семейном архиве фотографии героя и самого самолета, а также любую другую информацию, которая помогла бы в создании точной копии. Все эти документы были получены и направлены компании «Макет – РФ», которая в результате долгих переговоров согласилась стать модератором изготовления самолета», - рассказывает Рамазанов.

В историческом парке размещена точная копия самолета. Фото: Из личного архива/ Махти Рамазанов

Самолет был изготовлен в рекордно короткие сроки. Это была первая точная копия самолета ИЛ-2, изготовленная на территории бывшего СССР. Торжественное открытие самолета-штурмовика в Историческом парке состоялось 7 мая 2018 года. Получается, сейчас гости парка любуются копией, тогда как оригинал продолжает разрушаться во дворе исторического музея.

А что делать с оригиналом?

Почему не найти приемлемого решения и для настоящего самолета, хотя бы его останков?

«Здесь может быть только одно решение - необходимо экспонировать все имеющиеся фрагменты именно в качестве «останков самолета Героя». А по-другому никак! Нужно переместить их в помещение музея, обработать реагентами, подготовить соответствующий щит с информацией и так далее, - резюмирует Махти Рамазанов. С этим согласны и другие эксперты, опрошенные «АиФ-Дагестан».

Самолет проржавел. Фото: Кадр телеканала ННТ.

«Если мы не смогли сохранить легендарное отделение ДОСААФ, откуда вышли пять героев России, о чём тут говорить!  Лучше бы оставили его Крыму и не позорились бы», - вздыхает спортсмен – парашютист, член группы любителей авиации в Дагестане Магомед Кадыров. - Самолёт Акаева, который прогнил на дне моря, а потом догнивал в Буйнакске – это позор на всю республику. Мы должны были сделать всё, чтобы сохранить это достояние Родины».

Власти Буйнакска утверждают, что сделали всё возможное и надежда только на меценатов.

«Да, у города много других проблем, надеемся, что найдутся спонсоры, которые любят свою историю, город и Родину и помогут нам восстановить штурмовик», - говорит глава Буйнакска Исламудин Нургудаев. К слову, такое желание уже высказал депутат Госдумы от Дагестана Хизри Абакаров.

По подсчетам поисковиков, чтобы подготовить фрагменты самолета к консервации, не нужны огромные деньги, достаточно около 100 тысяч рублей. А вот восстанавливать Ил-2 из этих фрагментов -процесс очень долгий, дорогой и трудоемкий. Через полгода республика отметит вековой юбилей Юсупа Акаева, на празднование уже заложили миллионы бюджетных рублей, а на штурмовик и 100 тысяч не нашлось.

Член штаба ОНФ в Дагестане Татьяна Рассохина уверена, что пока гниёт достояние республики, ни о каком патриотизме речи быть не может.

«Мы считаем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения - это не только слова, а и дела. Юсуп Акаев был героическим примером для своих товарищей. Самолёт, на котором он громил фашистов, является ценнейшим экспонатом. Герой похоронен на своей малой родине - в городе Буйнакске. Здесь же находится музей боевой славы его имени. Настаиваем на том, чтобы боевая машина заняла своё достойное место, наши земляки могли приводить своих детей и внуков на это место», - считает Рассохина.

«Если самолёт ударился об воду – он, считай, уже развалился. Там без шансов, - Поделился своим мнением с «АиФ-Дагестан» заслуженный лётчик-испытатель РФ, генерал-майор, доктор технических наук Магомед Толбоев. - Винить буйнакское руководство нельзя – самолёт уже прибыл к ним разваленный, тут надо говорить о сохранении того, что осталось. Виноватых нет, но тем временем виноваты все. Ну а я всего лишь констатирую факт – удар об воду самолёта равно его гибели».

О ситуации стало известно и главе республики Сергею Меликову. Он поручил навести порядок в этом вопросе. «Поручил Минкультуры Дагестана в недельный срок разобраться в ситуации и проработать все вопросы, связанные с дальнейшей судьбой останков самолёта. Ситуацию буду держать под личным контролем», - заявил Меликов. Мы будем следить за этой историей.

Досье
Юсуп Акаев родился 14 августа 1922 года в городе Буйнакск в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. Работал учителем. В 1942 году окончил военно-морское авиационное училище лётчиков. С сентября 1943 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Имел на своём боевом счету 147 боевых вылетов. Уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков, 72 автомашины, 4 самолёта, 5 торпедных катеров и много другой боевой техники противника. В 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза, награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Умер 19 ноября 1949 года в возрасте 27 лет от сердечного приступа.