Почему в Дагестане склонны принимать чуждую культуру?

В Дагестане, как известно, существуют 32 «официальных» этноса и множество письменных и бесписьменных языков, наречий. Здесь представлены разные религии и их течения, а также одновременно действуют светские законы, шариатские нормы и традиционные адаты. Как же все это сосуществует на крохотной земле? Об этом разнообразии мы беседуем с юристом и философом Абакаром Амирбековым.

   
   

О социально-правовом ландшафте

– Абакар Габибович, как получается, что в Дагестане одновременно действуют светские и религиозные законы в сочетании с адатами и местными традициями?

– В конфессиональном отношении Дагестан – сложная республика. У нас традиционно действуют почти все крупные религиозные конфессии: исламская, христианская, иудейская. Религия в жизни современного Дагестана продолжает оставаться массовой формой общественного сознания. Это определило тот факт, что у нас одновременно действуют светские законы и шариатские нормы, а также характерные для конкретных местностей адаты.

Одной из главных причин распространения религиозного экстремизма является коренная ломка и разрушение привычной   системы ценностей дагестанцев. Растеряв многие положительные нравственно-этические нормы прошлого, которые ныне могли бы стать основой общедагестанского единства, дагестанцы взамен получили, с одной стороны, сомнительные стереотипы массовой субкультуры, а с другой – чуждый нашему традиционному укладу жизни и мыслей религиозно-политический экстремизм.  Правовые и религиозные нормы, а также традиции и обычаи наших народов некоторыми идеологами противопоставляются, хотя все они направлены на улучшение жизни общества, стабильное и поступательное развитие республики.

Фото: АиФ

– Известно, что ряд выдающихся дагестанцев, таких как имам Шамиль, Нажмудин Гоцинский, Алигаджи Акушинский и другие, являлись религиозными и государственными деятелями. Какие уроки, на Ваш взгляд, сегодня можно извлечь из этого факта?

- После Октябрьской революции   Совнарком (Правительство) России принял ряд декретов, обращений и постановлений, в частности «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»,   касавшихся национально-государственного, социально-экономического и культурного  и религиозного развития  страны.  В них одновременно разрешались и некоторые из вопросов деятельности религиозных организаций.  В то время духовенство пристально  следило за действиями советского правительства, ожидая его дальнейших шагов, затрагивавших сферу  религиозных интересов.   Поэтому органы государственной власти   привлекали к работе и религиозных деятелей.

 Конституционный принцип отделения государства от церкви нельзя воспринимать буквально. Религиозные организации так же, как и другие общественные организации, являются институтами гражданского общества, с официальной государственной регистрацией, своими  уставами и атрибутами юридического лица. Более того, они свою деятельность строят исключительно на основе российского законодательства. Поэтому нельзя одного и того человека разделить на две части: религиозную и светскую. Как раз сочетание и подлинная гармония этих начал и являются оплотом толерантного конфессионального взаимодействия институтов светской и государственной власти. Такой процесс и диалог уже начал складываться в Дагестане, что можно только приветствовать.

   
   

Образование и «образованщина»

– Среди ученых, теологов страны идут дискуссии о становлении системы религиозного образования в России в целом. Может, в этом контексте есть смысл открыть в Дагестане, скажем, в древнем Дербенте, такое учебное заведение, в котором давались бы теологические знания сразу по трем «синоптическим авраамическим» религиям, которыми считаются иудаизм, христианство и ислам?

– В настоящее время в  Дагестане действуют  более 1700 мечетей, около 16 исламских вузов с 52 филиалами, 141 медресе, 324 мактаба, где обучаются 16 тыс. человек.  Изменение религиозной обстановки в Дагестане характеризуется еще тем, что ныне действуют 839 святых мест (в 20-е годы их было 1670, а в 80-е годы из действующих зияратов оставалось всего 125-127 захоронений святых или других мест поклонений). Более 1200 дагестанцев проходят обучение в зарубежных исламских учебных заведениях.   Более того, в целом по республике за последние годы восстановлено и построено больше мечетей, чем объектов образования, соцкультпросвета, вместе взятых. 

На первый взгляд созданы все условия для реализации конституционного права на религию, свободу вероисповедания, но остро стала проблема   религиозного экстремизма.  Поэтому современные реалии развития Дагестана требуют новых аргументов в объяснении религиозного мировоззрения, новых оценок места и роли религии и ее институтов  в  республике. Это как раз и требует унификация всей системы религиозного образования.

 На мой взгляд, объединение религиозных учебных заведений под эгидой Теологического университета, где изучались бы все мировые религии, будет иметь существенный позитивный эффект в духовно-нравственном развитии дагестанцев. Более того, в таком Теологическом университете необходимо преподавать и светские дисциплины с привлечением ведущих светских ученых и теологов республики, России, других стран.

Трудно всесторонне изучить исламские науки, без должного знания и понимания канонов христианской, иудейской и буддийской религий. Вед, ислам, как «самая молодая мировая религия», которой столько же лет, сколько и человечеству, базируется на учениях древних пророков и вобрал в себя все  положительное, что имеется в других мировых религиях.  Однако иногда встречаешь среди «алимов» тех, у кого нет необходимого уровня религиозных знаний, у кого весьма ограниченный общий кругозор. Вся проблема в том, что образование, будь оно религиозное или светское, нередко скатывается до того, что называется «образованщиной», которая является следствием излишней капитализации сферы просвещения. 

– Какая, на Ваш взгляд, сложилась религиозная ситуация в сегодняшнем Дагестане? Каковы тенденции ее дальнейшего развития?

– Надо отметить, что государственным органам власти, проходя тернистый путь диалога с религиозными институтами, постепенно удается снизить напряжение в республике. Как показывают социологические исследования, практически около 97% респондентов отвечают, что созданы все необходимые условия для реализации свободы совести и право на религию в Дагестане. Очевидно идет явный процесс стабилизации религиозной обстановки в республике. Однако все еще остается опасность ее дестабилизации. 

По моим подсчетам, в мире существует более 40 крупных центров по исследованию проблем Северного Кавказа.  Более того, в 22 странах, включая США, Германию, Польшу, Болгарию, Турцию, Японию и др., имеется более 80 объединений и организаций, которые изучают религиозную обстановку именно     на Северном Кавказе. В Европе, под эгидой Евросоюза издается журнал «Центральная Азия и Кавказ», в России же ничего подобного нет. 

Поэтому было бы целесообразно разработать и реализовать на практике системную краткосрочную «Программу общедагестанского единства», целью которой является преодоление антагонистических противоречий внутри дагестанского общества и создание эффективных условий для социально-экономического, политического и духовного развития Дагестана. 

Справка АиФ Дагестан

Амирбеков Абакар Габибович, род. 17 марта 1957 г. в селе Чишили Дахадаевского района. Выпускник философского факультета (1984 г.,  аспирантура - 1987 г.) МГУ им М.В. Ломоносова, кандидат философских наук, доцент, окончил юрфак ДГУ. Работал в старейшем университете Европы – Тартуском университете, в органах госслужбы РД, является руководителем   «Центра социологических исследований и стратегических оценок – Эпикур», завкафедрой госправа Инновационного университета (г. Махачкала), автор  большого количества  научных работ по философии, социологии, праву  и политологии.

Смотрите также: