По следам горючего. Почему подорожало автомобильное топливо?

Водители возмущены ростом стоимости горючего – в республике сразу на несколько рублей поднялись цены на литр бензина и газ. «АиФ Дагестан» решил выяснить, почему в нашем регионе автомобильное топливо дороже, чем в других регионах.

   
   

Больше ездим – больше платим?

За последние две недели цена на газ для автомобилей подскочила в республике на 30%, подсчитал президент фонда «Имам Шамиль», член Общественной палаты Дагестана Алиасхаб Хархачаев. 

«Стоимость его на автозаправочных станциях в Махачкале составляет 26 рублей, в Дербенте – 27 рублей. В других регионах России нет такого скачка цен», – отметил он. 

Общественник уже побывал на приёме у недавно назначенного нового руководителя УФАС по РД Каира Бабаева. Как выяснилось, ведомство почти ежедневно получает по 3–4 жалобы на рост стоимости горючего. Однако у антимонопольного ведомства руки во многом связаны: в отличие от бензина государство не регулирует цены на газовое топливо. 

«Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на газ, используемый в качестве моторного топлива. Цены на него формируются на основе рыночного механизма конкуренции. В настоящее время оптовая цена на сжиженный газ приблизилась к уровню февраля 2020 года. Такая динамика цены обусловлена возросшим спросом на товар, что связано с постепенным снятием режима самоизоляции и возобновлением деятельности большинства хозяйствующих субъектов на фоне высокой экспортной цены», – пояснили в ведомстве. При этом по закону антимонопольная служба занимается только монополистами, если доля оператора или группа операторов на рынке составляет более 30%.

«Мы изучили всех наших операторов и зафиксировали порядка 24 индивидуальных предпринимателей, они все работают на себя, совокупно они занимают 8–9% от рынка, и это при наличии 800 операторов АЗС в Дагестане. При таких объёмах антимонопольный орган предъявлять им претензии просто не имеет права», – резюмировал Бабаев.

Картельный сговор

Однако известный дагестанский экономист Маир Пашаев с такой точкой зрения не согласен. «В отличие от бензина и дизтоплива, в структуре АГЗС (автогазозаправочные станции. – Прим. авт.) всего несколько поставщиков и крупных собственников, поэтому это типичный картельный сговор, – сказал он «АиФ Дагестан». – Вывод УФАС изначально ложный – далеко не все из числа 800 операторов реализуют газ, это общее количество АЗС в республике. А количество операторов, повысивших цену газового топлива, наоборот, занижено в разы. По моему мнению, это говорит о том, что УФАС вовсе не приступало к проверке, а пытается представить иную картину происходящего».

   
   

Отметим, что цена на голубое топливо в России растёт быстрее, чем традиционное автомобильное горючее. При этом нет аналогичных механизмов компенсации, как в случае с нефтепереработчиками, сдерживающими рост цен на бензин на внутреннем рынке. В связи с этим многие автолюбители начали сомневаться: а стоит ли при такой непредсказуемой ситуации переводить свой автомобиль на газ? «Отобьются» ли многотысячные затраты? 

Впрочем, и цена на традиционное автомобильное горючее не радует: 14 июля литр 95-го бензина стоил 48–49 рублей за литр (ещё неделю назад был 45–46 рублей), а за литр 92-го нужно выложить 46–47 рублей, а совсем недавно его стоимость была 43–44 рубля.  

«Мы стали ездить больше, спрос на топливо поднялся, а предприниматели этим пользуются и зарабатывают на этом», – уверены дагестанцы. 

А что же руководители АЗС? Они разводят руками и говорят, что цены формируются не ими, а поставщиками вне Дагестана. 

«Мы люди маленькие – вынуждены держать тот уровень рентабельности, чтобы хватало платить аренду, зарплату, налоги и так далее. Никакого сговора на рынке автомобильного топлива в Дагестане нет, и люди напрасно обвиняют нас в наценках. Изучите просто цены других регионов по стране и вы поймёте, что у нас не так плохо в республике», – говорит хозяин заправки на проспекте Акушинского Арслан Багандов.