Первым делом – самолёты. Чем Дагестан может торговать с Африкой

Дагестан хочет наладить торговые связи с африканским континентом. Помимо продовольствия и товаров широкого потребления, республика может снабдить страны Африки… крыльями.

   
   

Что предложим

Россия постепенно возвращается в Африку после 30-летнего отсутствия. И Дагестану отводится место в первых рядах. Такой вывод можно сделать по итогам видеоконференции главы республики С. Меликова и председателя Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки (АФРОКОМ) Игоря Морозова. Эта организация создана для оказания содействия в продвижении и защите российских торгово-экономических интересов на рынках Африки. Когда-то немало дагестанцев работали на континенте в области геологоразведки, добычи полезных ископаемых, в энергетическом и нефтегазовом секторах. Но это в прошлом. Нынешний товарооборот можно назвать ничтожным – порядка 240 тысяч долларов. Что же республика может предложить?

«В первую очередь – это поставки мяса птицы, минеральной и столовой воды. Уже ведутся переговоры по линии одного из республиканских предприятий по выходу на рынок Кении с предложением постройки теплиц для выращивания цветов. Я думаю, что наших потенциальных африканских партнёров могут заинтересовать товары широкого потребления, текстильная промышленность, обувь и так далее, – заявил Сергей Меликов. – Учитывая заинтересованность ряда стран Африки в обеспечении мониторинга и охраны заповедных зон, мы готовы предложить африканским партнёрам самолёты малой авиации, производимые концерном «КЭМЗ».

В свою очередь Морозов заявил, что африканский рынок для России новый, но имеет большие перспективы. В странах Африки проживает 1,2 млрд человек, и континент считается одним из центров роста мировой экономики. «На севере Африки возникают новые зоны свободной торговли, кластеры. Вместе с тем мы уверены, что те 30 крупных российских компаний, которые сегодня работают там, не решат главную задачу – увеличение экспортной продукции до 250 млрд долларов, то есть ни сырьевой и ни энергетической, – сказал Игорь Морозов. – Я уверен, что Дагестан будет в первой бизнес-миссии, как только откроют границу. АФРОКОМ открывает торговый дом, кроме Марокко, ещё и в Уганде, мы ведём проработку также по Джибути. Например, малая авиация интересна сразу двум странам».

Фото: pixabay.com

Благородное производство

Многие пользователи социальной сети к данной новости отнеслись скептически, считая, что на зарубежном рынке не будут доверять местному авиапрому. Как сообщили «АиФ Дагестан» в концерне «КЭМЗ», самолёты изготавливаются из композиционных материалов.

«Многоцелевой четырёхместный двухдвигательный самолёт МАИ-411 спроектирован с учётом требований авиационных правил. Он имеет следующие отличительные особенности: просторный салон, позволяющий разместить экипаж и пассажиров в зимней одежде (насколько это актуально для Африки – вопрос. – Прим. ред.); высокое аэродинамическое качество, позволяющее добиться хороших крейсерских характеристик; удобство посадки и высадки: 4 двери автомобильного типа и не требующая стремянок и подножек высота пола кабины; возможность взлёта и посадки с грунтовых площадок, а также установки лыжного и поплавкового шасси; применение проверенного, в том числе в России, двигателя с качественным дилерским сопровождением. Самолёт оснащён полным комплектом современного навигационного оборудования», – сообщили в концерне.

Поставка авиационной техники, по словам экономиста Эльдара Эльдарова, позволит удержать имеющихся и привлечь новых специалистов на завод и даст толчок развитию смежных сфер.

   
   

«Завод получит возможность развиваться, это приведёт к увеличению рабочих мест, повышению зарплаты. Появится возможность создания побочных производств. Да, самолётов будет не так много, это же не бараны. Однако отдача от высокотехнологичного производства существенно выше, нежели от производства сырья. Использование композитных материалов, возможно, даст вторую жизнь заводу стекловолокна. Следом за воздушными пойдут водные суда. Возможно производство компонентов для автомобилей. А это совсем другие зарплаты и совсем другие специальности. Это другой уровень культуры и, как следствие, другие инвестиции в республику. Вообще, авиастроение – благородное производство. На нём испытываются новые решения и материалы, которые потом переходят в нашу повседневную жизнь», – уверен Эльдаров.

Комментарий

Политолог Магомед Магомедов: «Африка – перспективный рынок сбыта, за который борются все мировые державы. Если у Сергея Меликова получится сбыть в Кению дагестанские самолёты, это можно будет считать большим успехом. Говорю «если получится», потому что то, что мы имеем на данный момент, – только декларация о намерениях. Вполне может быть, что дагестанские самолёты, названия которых помнят лишь специалисты, подойдут покупателю по соотношению «цена – качество» и для них откроется стабильный рынок сбыта. Напомню, что самолёты – это не только сама летающая конструкция, но и услуги, связанные с обучением пилотов и ремонтников, поставка запчастей, обслуживание и прочее. Республике это выгодно тем, что если самолёты хорошо зарекомендуют себя в жёстких африканских условиях, то увеличится и число заинтересованных в их приобретении покупателей. А вот если самолёты покажут свои слабые точки или, не дай бог, будут падать, то большие усилия Меликова и федеральных структур пойдут насмарку»