Опасная мода. Как никаб стал предметом бурных споров

Boris Roessler / www.globallookpress.com

Скандалы, связанные с ношением никаба, не уходят из новостной повестки Дагестана. В начале июля муфтий РД Ахмад Абдулаев объявил о планах издать фетву, запрещающую ношение никаба в республике. Временное указание было оглашено вслух заммуфтия. А вскоре отдел фетв ликвидировали, поскольку он не соответствует современным вызовам.

   
   

Во имя безопасности

В связи с нападением боевиков на «Крокус Сити Холл» в Москве 22 марта этого года в России всё больше стали говорить о запрете никабов. Дискуссии усилились после нападения боевиков на православные церкви и синагогу в Махачкале и Дербенте 23 июня. Глава Дагестана Сергей Меликов выступил против закрытых одеяний по соображениям безопасности.

«Лично я против ношения никаба... Это одежда, несвойственная для кавказских народов, даёт возможность за платками скрываться мужчинам, а женщинам проносить запрещённые предметы. С точки зрения террористической безопасности я тоже против», — сказал Меликов.

Позже муфтият региона ввёл временный запрет на ношение никаба, пока не будут нейтрализованы угрозы и не будет получено новое богословское заключение. А через неделю, 8 июля, ведомство объявило о ликвидации отдела фетв.

«Сегодня муфтий России шейх Ахмад Абдуллаев провёл собрание с работниками отдела фетв и примирения. Было решено упразднить отдел фетв в связи с тем, что отдел не отвечает своевременно на вызовы времени. Муфтий также сказал, что в ближайшие дни будут приняты дальнейшие изменения в структуре муфтията», — говорится в публикации.

По мнению учредителя школы религиоведения и истории религии Анны Карасёвой, запрет никабов в Дагестане принесёт противоположный эффект.

«Это только усложнит жизнь женщин республики, которым религиозная традиция предписывает полностью прятать лицо от посторонних глаз. Они не снимут платки, а просто не смогут покидать пределы дома, что вызовет ещё большее раздражение и накал в ультрарелигиозных кругах», — считает религиовед.

   
   

Для некоторых мусульманок Дагестана, по её словам, никаб — важный элемент религиозной идентичности и символ преданности вере.

«Никаб затрудняет идентификацию человека, что может создавать проблемы в общественных местах, учебных заведениях, на работе и при прохождении паспортного контроля, — отмечает преподаватель политического имиджа Эмма Райман. — В условиях повышенных мер безопасности, связанных с террористическими угрозами, полное закрытие лица может вызывать подозрения и тревогу. В России нет законодательного запрета на ношение никаба, однако муфтият Дагестана может устанавливать свои рекомендации и нормы в рамках своей общины. На тех, кто продолжит носить никаб, могут оказывать социальное давление, ограничивать пребывание в общественных местах. В некоторых учреждениях (учебных заведениях, на государственной службе) могут устанавливать свой дресс-код».

Как Госдума может запретить никаб?

Кто будет регулировать, как одеваться мусульманкам, если отдел фетв упразднён? Адвокат Олег Матюнин считает, что нужно ориентироваться на букву закона.

«Напрямую запрета ношения никаба касается законопроект № 635635-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части ограничений на ношение религиозной одежды в общественных местах и образовательных организациях), внесённый депутатом Вячеславом Даванковым. В нём предлагается дополнить три федеральных закона: «Об образовании», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».

В первом предлагается закрепить положение о том, что организации, которые занимаются образовательной деятельностью, вправе запрещать ношение религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой. Запрет легитимен при согласии более половины членов совета родителей (законных представителей) обучающихся, а в ссузах и вузах — студенческого совета.

Во втором депутаты хотят наделить муниципалитеты правом запрещать ношение религиозной и иной одежды, полностью или частично скрывающей лицо, в общественных местах. В третьем — написать, что законом субъекта РФ устанавливается запрет на ношение религиозной и иной одежды, полностью или частично скрывающей лицо, в государственных организациях и в общественных местах на территории России.

То есть, с точки зрения законодателя, вопрос приемлемости или неприемлемости никаба и другой религиозной одежды должен решаться не в федеральном центре, а в регионе, в муниципальном образовании, в конкретном учебном заведении.

Комментарий

Президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова:

— Муфтият может делать заявления, публиковать рекомендации, ссылаться на сунну и позиции богословов. Но для населения фетвы носят лишь рекомендательный характер.

Все видели, как критиковали муфтия за то, что он заговорил о запрете хиджаба. Государство — светское, а дагестанское общество очень неоднородно.

Даже среди мусульман нет единой позиции. Среди них есть сторонники муфтията (последователи тариката), салафиты и сторонники других течений ислама, которые не прислушиваются к решению официального духовного управления.