Один день с главой района

Среди уроженцев этого крупного района много знаменитостей –профессионалы своего дела,  ученые, педагоги, поэты, военачальники, агрономы. Другой повод для гордости – виноградники, яблоневые и черешневые сады. Плодородная во всех смыслах земля дает хороший урожай при должном уходе и заботе, так заложено испокон веков. Кто и как о ней заботится сегодня, и какие результаты это дает? Вот об этом мы и будем говорить сегодня с главой МР «Сулейман-Стальский район» Нариманом Абдулмуталибовым.

   
   

Не успели мы зайти в кабинет главы, как он предложил:

« – А давайте съездим в село Кахцуг, там воркаут-площадку открывают, и поговорим по дороге». В машине задаем первый вопрос: − Что у вас хорошего происходит?

− В этом году мы собрали более 11 тысячи тонн винограда, то есть, превысили средний показатель советской эпохи в 10 тысяч тонн. В процентном соотношении неиспользованных сельхоз земель намного больше, но динамика положительная, ежегодно вовлекается в сельхозоборот по 200-300 га земли. Одних виноградников за последние годы было посажено около 600 гектаров.

Фото: АиФ

В районе реализуется проект «Стальские сады». Это суперинтенсивные сады, высаженные по современным технологиям, через 1-2 года они дают урожай. Уже посажено 100 га яблонь, еще на 60 га земли ведется подготовка.  Планируется довести общую площадь садов до 1,5 тыс. га – 1 тыс. га яблонь, 300 – фундука и 200 − черешни. Проект затратный, осваивается поэтапно: в каждый гектар суперинтенсива надо вложить около 1,5 млн. рублей.

Фото: АиФ

Естественно, у нас сразу возникает вопрос – а где потом хранить этот урожай?

«− В следующем году инвестор приступит к строительству фруктохранилища на 50 тыс. тонн. Ввод его тоже будет поэтапным, по 2 тыс. тонн, но, думаю, что первый урожай сможем сохранить там. Хотели бы и переработкой заниматься, но реализовать готовую продукцию сегодня нелегко. Решение возможно, если государство и инвестор смогут найти взаимовыгодное решение. А инвесторов, которые имеют желание что-то делать на своей родине, у нас есть».

   
   

− Например?

«− За последние 7-8 лет в район вложено 4 млрд. частных инвестиций. Около 1 млрд. из них – это средства меценатов, на которые в районе построены спортзалы, школы, детские сады, музеи, решены вопросы благоустройства, дорожного хозяйства, электрификации и водоснабжения. Та же воркаут-площадка, которую сейчас откроют, – она построена по инициативе Магомеда Алиева, председателя Молодежного парламента, и средства на нее, около 350 тыс. рублей, собраны в основном молодежью.

Фото: АиФ

Весь бюджет района 750 млн. рублей в год, из него социально-защищенные статьи: зарплата, начисления и т.д. составляют свыше 700 млн. рублей. Только на зарплату учителей уходит 450 млн., и то майские указы Президента РФ мы не можем выполнять в должной мере. Остальные деньги надо суметь как-то распределить во всех остальных сферах. Сейчас идет формирование бюджета на 2019 год, и мы вынуждены обратиться с просьбой к Главе республики о выделении району дополнительно 90 млн. рублей для решения первоочередных вопросов социально-экономического развития».

В масштабах района эта сумма – капля в море, и уйдет она на исправление замечаний многочисленных проверок:

« −Думаю, меня поддержат другие главы МО, нам непросто. Возросли требования к образовательным объектам, которые требуют финансовых решений, и больших средств, и ПЗЗ, и генпланы, их огромное количество. Налоги свыше 110% каждый год. А финансирование осталось на том же уровне.

Здания половины школ, а их в районе 41, в аварийном состоянии, не соответствуют современным нормам. Они построены в 50-60-е годы прошлого столетия народным способом. В них нет спортивных залов, теплых санузлов, канализации, да много чего нет – книг, реактивов, интерактивных досок, компьютерной техники, методических пособий. Показатель обеспеченности детскими садами в районе один из самых низких по Дагестану. Объекты культуры, к которым также теперь предъявляются новые требования, требуют капитального ремонта. Только 3 здания типовые, построенные еще в советское время».

Фото: АиФ

А мы как раз проехали строящуюся школу в Аликенте на 150 мест, это «микрорайон» Касумкента. Рядом старая школа, больше похожая на, простите, ферму. Спортплощадку пытались застроить коммерсанты. Но администрация вовремя обратила внимание, участок вернули.

Фото: АиФ

«− Мы стараемся по возможности не оставлять детей без внимания, – говорит глава: − Почти в каждой школе построены парники, потому что накормить младшего школьника горячим обедом за 15 рублей нереально. Теперь хотя бы свежую зелень, овощи из парника можем добавить в рацион. Заодно дети получают сельхознавыки и практические знания по биологии. В одной школе на приусадебном участке вырастили и сдали фундук, получили 20 тысяч рублей, купили видеокамеру для нужд школы».

Подъезжаем к селу Кахцуг, последнему по дороге к Курахскому району. Асфальт сменяется на гравий, и Нариман Шамсутдинович обращает внимание:

« − Видите, какие у нас тут дороги ужасные. Каждый год насыпаем гравий, но его смывает дождями. Аварийное здание школы высоко на горе, к нему в плохую погоду сложно подступиться. Мы добились выделения школьного автобуса и включения ее в проект «100 школ», эти средства на что хватит – только на косметический ремонт».

Фото: АиФ

Работы в селе нет никакой. Чтобы хоть чем-то занять местных ребятишек, и была построена площадка с тренажерами. Она совсем небольшая, и даже на мягкий настил пока не хватило средств, но и это праздник юных кахцугцев. После показательных выступлений профессиональных воркаутеров из Махачкалы к турникам устремилась разновозрастная толпа, и даже девчушки. Надо сказать, они в хорошей физической форме.

А мы едем дальше и говорим уже о собираемости налогов и о том, что дотационность уменьшилась с 80 до 43 %:

«− Мы не можем выйти из дотационности без государственных вложений в поддержку экономики. У нас не осталось прежних заводов и фабрик, только «Рычал-Су», «Мевер». И налоги из этих предприятий почти все идут в республиканский и федеральный бюджеты. Остальное – небольшие цеха по переработке сельхозпродукции, пластиковым окнам, строительные фирмы. Возродили культуру полбы, посажено свыше 100 га, а готовый продукт уже можно встретить в магазинах России. Один инвестор высадил тутовый сад, будет производить лечебный тутовый сироп-дошаб, другой производит говяжью тушенку, которая пользуется спросом. Нам нужны крупные проекты, такие, как «Стальские сады», это и рабочие места, и налоги, и развитие АПК. У нас ежегодно создается около 500 рабочих мест, но этого мало».

Приезжаем на новые, еще не запущенные очистные сооружения для нового группового водопровода «Сардаркент-Даркуш-Казмаляр». Он был рассчитан на поставку воды для нужд 100 тысяч человек Сулейман-Стальского, Магарамкентского и Табасаранского районов, на орошение 2,5 тыс. га виноградников в Карчагской долине. Стоимость проекта – около миллиарда рублей. Средства были выделены по Федеральной программе «Юг» с республиканским софинансированием, но с 2015 года федеральное финансирование остановили, и на то, что  выделяли из бюджета республики, завершали работы.

Очистные сооружения впечатляют – два огромных бетонных резервуара по 400 м³ каждый, многоступенчатые фильтры, полная автоматизация, европейское оборудование. Подземные резервуары построены с запасом воды на 3 дня для 100 тысяч. Пропускная мощность очистки 17 тысяч м³ в сутки, мощность водозаборного узла 2,7 м³ в секунду.

 « − В районе острая нехватка чистой питьевой воды, даже в некоторых микрорайонах райцентра вода подается по часам. К декабрю планируется запустить одну линию до райцентра, под которую  подпадает еще несколько сел, − рассказывает Нариман Абдулмуталибов. – На прокладку 7 км. труб надо 100 млн. руб., а нам еще предстоит свыше 30 км. до с. Даркуш-Казмаляр».

Огромные ПВХ-трубы для питьевой воды диаметром 50 см уже лежат вдоль желоба, по которому пойдет поливная вода. Параллельно ведутся и дорожные работы – вдоль водовода должна свободно курсировать тяжелая техника. Этот проект – дело чести для администрации, слишком уж долго район лелеет мечту воде, и питьевой, и поливной.