Не вышел сбор. Стоит ли доверять благотворительным фондам?

Волонтёры обвиняют дирекцию благотворительного фонда «Сабр» в присвоении денег, собранных одному из подопечных. Пока стороны выясняют, кто виноват, Шамиль Мирзаев находится на грани жизни и смерти.

   
   

Кто кому должен?

Кормилец, глава большой семьи Шамиль Мирзаев в 2019 году попал в страшное ДТП и получил серьёзные травмы позвоночника. Всё тело, кроме головы, у него парализовано. За помощью родственники обратились к директору благотворительного фонда «Сабр» Лейле Гамзатовой.

«Чтобы хотя бы частично вернуть подвижность конечностям, нужна дорогостоящая операция в Турции за 2,5 миллиона рублей», – те кинули клич в Интернете.

17 апреля был объявлен сбор средств на операцию – волонтёры собрали больше 600 тысяч рублей, Лейла лично приходила к пострадавшему и вручала ему первые 200 тысяч. Но в какой-то момент ситуация изменилась.

Двое волонтёров 6 мая опубликовали скандальное видео.

«Мы собирали деньги с группой добровольцев около недели, а потом передали директору фонда с просьбой их отдать Шамилю, но Лейла отказывалась по самым разным причинам. Есть информация от достоверных источников, что это уже не первый раз, когда директор фонда отказывается отдавать собранную сумму нуждающимся. Происходит это примерно так: директор открывает сбор семье, потом она якобы узнаёт что-то об этой семье и после отказывается отдавать деньги», – сказано в сообщении волонтёров в «Инстаграме».

Гамзатова отреагировала на обвинения, сказав, что это не она, а, напротив, волонтёры украли деньги из банок, с которыми ходили собирать пожертвования.

   
   

«Это провокация и заговор, я написала заявления в полицию и прокуратуру. Деньги Шамилю Мирзаеву были переданы нами ещё в апреле – об этом свидетельствует видеоотчёт, выложенный на нашей странице в «Инстаграме» 25 апреля, – говорит директор фонда, добавив, что подопечный фонда выразил благодарность руководителю фонда. – А виновные в распространении клеветы будут наказаны по закону».

Неоднозначно в этой истории выглядит и сам Шамиль Мирзаев. Сначала он поддержал волонтёров и заявил, что денег не получал, а затем изменил своё мнение. Через несколько дней появилось новое видео, где он заявил, что деньги от фонда поступили, а волонтёры просто врут. Телефоны «Сабра» отключены, родственники тоже недоступны. Кому верить, сейчас выясняет региональная прокуратура. Одно можно констатировать: подопечный фонда на лечение не выехал.

Доверяй, но проверяй

Как сообщил «АиФ Дагестан» специалист-эксперт отдела по делам НКО Минюста РД Абдулгамид Рабаданов, в республике действуют 246 различных благотворительных фондов.

«Деятельность благотворительных организаций мы проверяем планово или если поступает жалоба», – отметил специалист. Жалобы на фонды случаются, но подробнее он говорить не захотел.

Вице-президент фонда «Чистое сердце» Меседо Садрудинова заявила о том, что в Дагестане есть Ассоциация благотворительных фондов, куда входят фонды, которые работают по единым правилам.

«Фонд «Сабр» в этот список не входит. Фонды, которые входят в Ассоциацию, работают прозрачно: мы видим в базе, какую работу ведёт и какую помощь оказывает тот или иной фонд, – говорит она. – В базе нашей организации на сегодняшний день более 20 тысяч семей со всего Дагестана. База составлена на электронной платформе и очень проста и удобна в использовании. Она поделена на зоны: красная, синяя, зелёная и серая. Каждая новая заявка заносится в базу и попадает в серую зону. Это зона для инспекторов, которые получают заявку и работают по ней дальше. После того, как инспектор посетит семью и заполнит все соответствующие поля в электронной анкете, система сама «закидывает» семью в соответствующую зону. Красная зона – это семьи, которые находятся за чертой бедности и нуждаются в постоянной помощи. Эти семьи мы держим на постоянном контроле».

По её словам, мошенники будут скрывать информацию о деньгах, делать отчёты редко или путанно, а также всячески уходить от ответов именно на вопросы о деньгах.

«Если действие происходит в Сети – то у него постоянно будет то «не работать Интернет», то «глючить компьютер», то «проблемы с банком», то ещё что-то, мешающее ему быстро, чётко и понятно отчитаться о том, сколько денег пришло и куда они ушли. Надо сказать, что нарушения отчётности – самый частый и самый ясный признак мошенника. Именно тут проходит основная граница: готов человек честно рассказывать, что у него, сколько и где, или не готов», – говорит эксперт.

Редакция направила запрос в адрес Минюста. Мы будем следить за ситуацией и обязательно расскажем, чем закончится эта история.

Как распознать честный благотворительный фонд или волонтёра?

■ Должна быть исчерпывающая информация о фонде, где и как его найти и о его связи с тем, для кого собираются деньги. Честные люди не прячутся.

■ Детальные отчёты о поступлениях и тратах. Мошенники всегда или скрывают их, или устраивают из цифр чехарду.

■ Должна бить информация о том, почему собирается именно столько денег и как они будут тратиться.

■ Выбирайте фонд или волонтёра по репутации. Чем известен, чем занимался ранее, многие ли ему доверяют и давно ли он работает. Был ли он замечен в скандальных ситуациях, связанных с деньгами, и чем закончились эти ситуации. Всякая информация об организации крайне важна!