11 мая 19-летний бывший ученик устроил стрельбу в школе №175 Казани. Погибли девять человек – семь детей и двое учителей, 32 человека пострадали. Нападавший задержан. Эта трагедия обозначила необходимость решения ряда проблем в сфере образования и безопасности в школах.
Дети в опасности, а чиновники нет?
Министерство образования и науки Дагестана направило во все образовательные организации и органы управления образованием городов и районов республики рекомендации обратить внимание на меры безопасности в учебных заведениях всех уровней.
«Руководителям учреждений образования поручили выработать дополнительные меры с учётом анализа обстановки в Махачкале, провести проверки состояния защищённости организаций, организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах, провести классные часы о законопослушном поведении и общешкольные родительские собрания», – сказал «АиФ Дагестан» начальник Управления образования Вадим Дибияев.
Рассуждать о причинах, толкнувших подростка на такой поступок, можно очень долго, считает учительница одной из махачкалинских школ Патимат Магомедова (имя и фамилия изменены), пора уже действовать.
«Надо усилить охрану в школах. До наших охранников не доходит, что это дело случая – сидят в телефонах и даже глаз не поднимут посмотреть, кто прошёл на территорию школы. Хотя о чём говорить тут, если на самом деле власти совершенно не обеспокоены безопасностью учащихся школ. Знаете, сколько средств выделяется из бюджета на охрану дагестанских школ? Нисколько. Некоторые школы берут плату с родителей учеников на оплату охраннику – 62 рубля в месяц (750 рублей в год). А тем временем наши чиновники ездят с кучей телохранителей и на многомиллионных автомобилях без номеров. О какой безопасности мы сегодня можем говорить при таком печальном положении дел?»
Напомним, что четвёртый год подряд в Дагестане реализуется проект «100 школ», благодаря которому за три года удалось отремонтировать 470 школ – объём выделенных из республиканского бюджета средств составил 851,3 млн рублей. Сколько именно из них было потрачено на охрану и безопасность школ, в региональном Минобрнауки ответить не смогли.
«Точный ответ дать не получится, поскольку из республиканского бюджета поступает общая сумма на общеобразовательные учреждения, а сколько у каждого из них уходит на обеспечение охраны, мы сейчас сказать не можем – надо поднять бумаги, посидеть, посчитать», – ответили в ведомстве.
Пожинаем плоды безразличия
По мнению политолога Ханжана Курбанова, проблема в воспитании, которым никто не занимался: ни дома, ни в детском саду, ни в школе.
«Что посеешь, то и пожнёшь – мы пожинаем плоды общественного безразличия. Мы просто дали в руки детям гаджеты, а что хорошо, что плохо – не объяснили. Есть такая скрытая сеть Darknet – так называемая тёмная сторона Интернета, было бы неплохо ввести предметы в школах, где бы рассказывали о нём (о тёмных сторонах Интернета. – Прим. авт.). Интернет стал главным воспитателем. Все эти меры, укрепления, антитеррористическая защищённость – всё это нужно, но мы сейчас говорим о воспитании человека. Почему в СССР в школах не стреляли? Потому что воспитание было поставлено с колыбели, но мы подрубили сук, на котором сидели, – похоронили советскую идеологию и вместо того чтобы взять лучшее, взяли всё самое худшее, поэтому сейчас мы и расхлёбываем», – заявил политолог.
Для того чтобы в стране больше никогда не повторилось ничего подобного, необходимо, чтобы приоритетом государства было улучшение жизни граждан, считает Курбанов.
«В такой ситуации школы смогут стать настоящими «храмами знаний», где у детей будут развивать самостоятельное критическое мышление и прививать им нормальные гуманистические ценности, следить за их душевным здоровьем», – подытожил эксперт.
Школьный психолог Зумруд Агаева считает, что выявлять проблему с нездоровой психикой у детей и подростков можно и нужно на ранних этапах, чтобы не допустить печальных последствий.
«С большей долей вероятности можно утверждать, что у парня, совершившего теракт в Казани, были очевидные проблемы с психикой. Этого нельзя было не замечать. Нормальный человек не станет провозглашать себя богом и ненавидеть родителей, отказываться от них. С другой стороны, влияние Интернета на таких сложных подростков весьма губительно сказывается. Бесконтрольность в Сети не раз становилась причиной трагедий, об этом давно пора задуматься соответствующим надзорным органам. Но и самой системе образования крайне важно вводить в школах уроки психологии. Это поможет выявлять сложности и проблемы у детей на раннем этапе, решать их и помогать детям, не оставлять наедине с их проблемами», - сказала она.